Страницы

пятница, 29 октября 2010 г.

Муранское стекло

О нем слышали все, но редко кто держал в руках. За секретами стеклодувов охотились многие народы, но повезло крестоносцам, и в 1204 году венецианский правитель Энрико Дондоло стал их единоличным обладателем. В константинопольский рецепт мастеровые Италии добавили немного фантазии и ярких красок так родилось муранское стекло.Муранское стекло - материал уважаемый и даже культовый. Чего только не изготавливали талантливые мастера! Бусы и бисер, кубки и вазы, блюда и стаканы, а позже - зеркала и украшенные стеклянными гирляндами люстры. Все это поражало и поражает тонкостью и виртуозностью техники, разнообразием красок и приемов украшения изделий.
История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии. Первые свои творения венецианские стеклодувы явили миру почти тысячу лет назад. За долгие десять веков существования стеклоделие Венеции пережило бурную эволюцию, громкую славу, темное забвение и новый яркий расцвет...
А начиналось все за глухими стенами монастыря, где бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад решили делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла, обогащенные секретами беглых византийских стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремесла. Приютив стеклоделов, Венеция не прогадала. Изделия венецианских мастеров ценились на вес золота и приносили немалый доход в казну.
Вначале мастерские находились в самой Венеции, но так как в городе было много деревянных построек, то всякое производство, связанное с огнем, постоянно угрожало ему пожаром. Поэтому в XIII веке правительство решило перенести стекольные мастерские на отдельный остров - Мурано. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим островком, а стекло называется муранским.

К тому же, сосредоточив все мастерские по производству стекла на одном острове, властям было гораздо проще сохранить в тайне секреты венецианских мастеров-стеклодувов. Для венецианских властей это было немаловажно, поскольку уникальные стеклянные изделия венецианских мастеров ценились очень дорого и приносили немалый доход в государственную казну.
Таким образом, Венеция стремилась любой ценой сохранить на европейском рынке монополию на стеклянное производство, и, надо сказать, венецианским властям это успешно удавалось на протяжении пяти веков. Мастерам-стеклодувам были предоставлены многочисленные привилегии, но строго-на-строго было запрещено покидать остров, вывозить материалы для приготовления стеклянной массы за пределы Мурано и передавать секреты мастерства чужеземцам. Азы производства и технологии декорирования стекла передавались исключительно по наследству из поколения в поколение. Мастера, которые обучали своему умению иностранцев или занимались изготовлением стекла за пределами Венеции, подвергались большим штрафам, жестоким наказаниям и даже смертной казни. Таким образом, на острове сформировались целые потомства мастеров-стеклодувов, каждое из которых имело свои секреты мастерства.

В XV - XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства. Особенно модными по тем временам считаются объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке.
К началу XVIII века стекольное производство Венеции переживало кризис. Благодаря венецианским мастерам, которым удалось покинуть Мурано, в городах таких европейских стран, как Португалия, Испания, Франция, Англия, Нидерланды, Германия стали появляться свои мастерские по производству стекла, использующие технологии муранских мастеров стекольного дела. Набирала обороты популярность стеклянных изделий из Богемии и Силезии. Таким образом, значимые рынки экспорта венецианского стекла значительно сократились. Ситуацию усугубило вторжение армии Наполеона, поскольку многие муранские мастерские по производству стекла были уничтожены.
Лишь в 60-х годах XIX столетия стеклоделие в Венеции стало возрождаться. В 1854 году шесть предприимчивых братьев Тосо основали фабрику «Fratelli Toso» («Братья Тосо»), которая занималась производством бытового стекла. А в 1859 году Антонио Сальвияти, адвокат из города Виченца, открыл фабрику по стекольному производству «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo», которая специализировалась на производстве стеклянной плитки для реставрации и создания мозаичных полотен. А в 1861 году на острове Мурано был открыт Музей Стекольного Искусства, при котором была организована школа стеклодувов. В Музее были собраны лучшие образцы искусства мастеров-стеклодувов, бережно хранимые со времен расцвета муранского стеклопроизводства. В 1866 году Венеция стала провинцией Итальянского королевства, восстав вместе с остальной Италией против австрийских оккупантов, и освободившись от австрийского гнета. После освобождения за короткий период удалось восстановить технологии производства стекла. Наиболее выдающиеся мастера того времени: Фрателли Баровьер, Франческо Ферро э Фильо.


В 1895 г. после проведения Первой венецианской биеннале Венеция получила совсем иной статус в художественном мире. Новейшие тенденции изобразительного искусства, демонстрировавшиеся на выставке, не могли не оказать влияния на стилистику производимого на Мурано стекла. Новые дизайнерские решения потребовали создания новых форм и принципов оформления, но изделия Мурано по-прежнему сохраняли свое подчеркнуто прикладное назначение и яркий декоративный характер. Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини).

В ХХ веке стекольное производство острова Мурано получило новое развитие, благодаря тому, что многие выдающиеся художники: французские живо-писцы Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Ханс Арп, Жорж Брак, испанский художник, скульптор, график и дизайнер Пабло Пикассо, а также один из самых известных представителей художественного авангарда XX столетия Марк Шагал предложили муранским мастерам сотрудничество.

Стали появляться новые стекольные дома. В 1921 году Джакомо Каппеллин и Паоло Венини основали фабрику по производству стекла «Cappellin-Venini», пригласив туда мастера Джованни Сегусо и художника Витторио Дзеккина, благодаря чему был создан новый стиль муранского стекла.
В 50-х годах ХХ века американская галеристка, коллекционер произведений искусства и меценат Пегги Гуггенхайм приобрела для своей коллекции большое количество скульптур муранских мастеров и организовала ряд больших выставок изделий из муранского стекла в крупнейших музеях европейских и американских городов, популяризировав этот вид искусства во всем мире. Муранские мастера стали сотрудничать с известными художниками и дизайнерами: итальянский дизайнер Этторе Соттсасс, итальянский художник-мозаичник Риккардо Ликата, французский модельер итальянского происхождения Пьер Карден, японский дизайнер Йоичи Охира, финский дизайнер и скульптор Тапио Вирккала.
 
И в настоящее время интерес к уникальным ручным работам муранских мастеров во всем мире лишь возрастает. По сей день производство стекла является основным занятием местного населения. Многие фабрики по производству сте-кла на острове Мурано изготавливают недорогие сувениры, различную бижутерию, рассчитанную на многочисленных туристов. Уникальные, эксклюзивные вещи производят лишь несколько муранских стекольных фабрик: «Ferro Murano», «Formia», «Seguso Viro» и другие. Каждое уникальное изделие руки венецианского мастера снабжено сертификатом, подписано и пронумеровано. Естественно, что стоит такая вещь баснословных денег.
Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике "пулегозо". Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом 
 "закипело".



В наш век высоких технологий почти все производство автоматизировано. Во всем мире так называемое «потребительское стекло» производят из кварцевого песка автоматическим способом, а муранское стекло рождается вручную на всех стадиях от выдува первого пузыря до появления стеклянной тарелки или ювелирного украшения тончайшей работы. Легкие «волны», шероховатости и пузырьки на поверхности изделий выдают истинные итальянские шедевры. Как и положено шедеврам, каждый из них неповторим именно своим несовершенством.
 
Дыхание - вот тот компонент, который его оживляет, придает ощущение воздушности и легкости. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... Таким способом изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась никаким усовершенствованиям. Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских художников, что в каждом предмете - след живого человеческого дыхания. Отсюда уникальность и неповторимость поверхности и формы каждого изделия, а, кроме того, огромное разнообразие оттенков и техники декорирования стекла.
Яркую палитру павлиньего хвоста изделиям муранских стеклодувов придает не краска, а различные металлы. Например, золото дарит алый или рубиновый цвет, оксид железа придает зеленый оттенок. Медь может окрасить его в красный или фантазийный зеленый, а также помочь в создании авантюринового стекла: по коричневатой поверхности, искрясь, побегут мерцать золотые крапинки. Если соединить вместе стекло разных цветов, получится агатовое стекло полосатое, из множества оттенков. Родилась даже отдельная техника  миллефиори, когда разноцветные мелкие пластинки заплавляются в наружную поверхность, делая стекло похожим на экзотический цветок.
Солнце и море принесли в дар венецианскому стеклу свою яркость, блеск, изменчивые и неповторимые оттенки. Оно таит в себе атмосферу вечного праздника и всегда остается желанным приобретением для знатоков и коллекционеров. В современном интерьере предметы, изготовленные волшебниками из Мурано, выглядят посланцами далеких времен, доносящими до нас тайны и очарование прошлого. Это лучший образец того, как кропотливый труд, творчество, искусная ручная работа, многовековой опыт соединяются в одном изделии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...