Страницы

воскресенье, 2 января 2011 г.

Вышивка в живописи. ч.4

Вышивание – увлекательный и захватывающий процесс. Создавая крестик за крестиком свое произведение, будто растворяешься в реальности и погружаешься в иной мир. И тогда сама вышивальщица может стать образом произведения высокого искусства – идеальным образом для художника.
Русское искусство
Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

В. А. Тропинин. Золотошвейка.1826.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В этом портрете ярко воплотились представления художника о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Простота и правдивость удачно сочетаются с миловидной грацией натуры. Тропинин очень внимателен к деталям, говорящим о золотошвейке, как представительнице определенного трудового социального слоя; он заботливо отмечает характер ее прически, платья и особенно всех принадлежностей шитья.


В. А. Тропинин. Кружевница. 1823.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. Лишь в набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. В „Кружевнице" трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра. А в картине главным является желание показать, что и простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Он не просто описывает быт поселян, он любуется ими, воспевает людей из народа, создает поэтический идеал красоты русского крестьянина и его быта. Крестьян, изображенных Венециановым, отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм.

А. Г. Венецианов. Крестьянская девушка за вышиванием. 1843.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Васильевич Неврев (1830 — 1904) – исторический и жанровый живописец и портретист. Широкая известность к художнику пришла в середине 1860-х годов с исполнением им ряда жанровых картин из русского быта и русской истории, для которых характерны обличительная острота, убедительность социальных характеристик и подробная разработка сюжетных ситуаций.

Н.В. Неврев. За вышиванием.
Новокузнецкий художественный музей.

Юлий Яковлевич Леман (1834 - 1901) - портретный живописец, известность которому принесли дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин.

Ю.Я. Леман. За рукодельем. 1887.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Известен своими историческими картинами; росписями Владимирского собора в Киеве, храма Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; мозаиками и иконами церкви Спаса на крови в Петербурге; и лиричными портретами родных, духовно-близких людей и людей искусства и науки.

М. В. Нестеров. Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. 1909.
Картон, масло. Частное собрание.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 —1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы. Плавные, «музыкальные» ритмы картин воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры, которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.

В. Э. Борисов-Мусатов. Леди вышивает. 1901.
Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) – русский художник, мастер жанровых картин и портретов, отличавшихся бытовой конкретностью и тщательной детализацией. В силуэте вышивающей девочки, сидящей на окне, лицо написано со всей мягкостью и жизненностью образа и – что особенно важно – со всей цельностью и богатством золотистой гаммы.

А. И. Лактионов. За вышиванием. 1954.
Бумага на холсте, пастель. Национальная картинная галерея, Индия.

Игорь Сидельников (1937 – ) – российский художник, отдающий предпочтение писать пейзажи своего родного края – Мордовии, ее жителей.

И. Сидельников. Вышивальщицы.
Семен Николаевич Виноградов – современный народный художник Удмуртской Республики, живописец. Создает на холсте радостный и светлый, полный гармонии мир добрых и талантливых людей. Художник глубоко почувствовал и передал средствами живописи духовную сущность веками складывавшегося жизненного уклада удмуртов. В образную ткань его картин органично вошли излюбленные краски удмуртских мастериц, народное представление о красоте, народные обычаи, образ жизни удмуртов.

С.Н. Виноградов. Вышивальщица. 1959.
Холст, масло.

Игорь Юрьевич Каменев (1955 – ) – современный российский художник, работающий главным образом в технике масляной живописи, но наряду с этим в совершенстве владеющий практически всеми живописными техниками. Особо выделяются своей изысканностью и мастерством исполнения акварельные работы.

И. Ю. Каменев. Вышивальщица. 1980.

И. Ю. Каменев. Вышивальщица.
Ирина Евгеньевна Калентьева (1965 – ) – современный художник-иллюстратором и художественный редактор.

И.Е.Калентьева. Рукоделие. 2002.
Елена Ясько (1969 – ) – современный российский художник. Живет и работает в Азове.

Е.Ясько. Анфиса-рукодельница. 2001.
Западное искусство
Австрия
Франц Ксавер Зим (Franz Xaver Simm, 1853-1918) – австрийский художник, получивший известность своими фресками, диорамами, произведениями жанровой живописи и иллюстрациями к изданиям классической немецкой литературы.

Ф. Зимм. Вышивальщица.

Генрих Штрехблоу (Heinrich Strehblow), Австрия.
Леди, вышивающие в цехе. 1892. Частная коллекция.

Великобритания
Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse, 1849 — 1917) — английский художник, известный своими женскими образами, которые он заимствовал из мифологии и литературы. «I am Half-Sick of Shadows» said the Lady of Shalott (русск. „Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот) – картина, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).

Д. Уотерхаус. I am Half-Sick of Shadows, said the Lady of Shalott. 1916.
Холст, масло. Художественная галерея, Онтарио, Канада.

Сэр Джошуа Рейнолдс (Sir Joshua Reynolds, 1723 —1792) — знаменитый английский исторический и портретный живописец. Для портрета сестер Рейнолдс избрал традиционный для английской живописи жанр «разговорной картины». Он изобразил их сидящими вокруг стола и занимающимися рукоделием. Но в его исполнении житейская сцена лишается обыденности. Художник стремится приподнять своих героинь над повседневностью. Полные обаяния молодости леди одеты в белые парадные платья, их головы украшают высокие, торжественные прически, фигуры помещены на фоне тяжелого занавеса, двух мраморных колонн на высоком каменном парапете и пейзажа, открывающегося на заднем плане.

Д.Рейнолдс. Портрет сестер Уолдгрейв. 1780.
Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema, 1836—1912) – один из самых известных британских художников XIX века, мастер исторической и мифологической живописи.

Л.Альма-Тадема. Вышивальщица. 1904.
Эдмунд Блэр Лейгтон (Edmund Blair Leighton, 1853 — 1922) — английский художник, писавший в стиле романтизма, утончённый мастер, создающий тщательно прорисованные, декоративные картины.

Э.Б.Лейгтон. Вышивающая знамя. 1911.
Частная коллекция.

Вильям Генри Хант (William Henry Hunt, 1790 - 1864) - английский художник, рисовавший пейзажи и юмористические деревенские сюжеты, однако специализировавшийся в детально проработанных акварельных натюрмортах.

В. Хант. Интерьер дома с вышивающей девушкой. 1828.
Галерея Искусств, Манчестер, Англия.

Венгрия
Михаил Александрович Зичи (Михай Зичи, 1827 — 1906) — венгерский рисовальщик и живописец, много работавший в России. Исполнил виртуозные иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, У. Шекспира и др. Будучи придворным живописцем в рисунках изображал различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору. В России трудился также в качестве рисовальщика-хроникера церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора.

М. Зичи. Вышивальщица. 1878
Бумага на картоне, пастель, акварель.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Михай Мункачи (Mihaly Muncaksy, 1844-1900) — венгерский художник, мастер портретной, жанровой и исторической живописи. Внес свой вклад в развитие прогрессивного движения венгерского искусства, активизировавшегося в середине 90-х годов. Живопись Мункачи отличается звучностью светотеневых и цветовых контрастов, энергичной манерой письма, крепким пластичным рисунком. Эти средства используются художником для создания напряженной, зачастую драматической, эмоциональной атмосферы, в которой живут и действуют его герои.

М. Мункачи. Сидящая леди со своим рукоделием.
Частная коллекция.

Германия
Георг Фридрих Керстинг (1785 – 1847) – немецкий живописец, специализацией которого стали небольшого размера портреты, жанровые сцены на фоне тщательно отделанных интерьеров и непритязательные, камерные и сентиментальные сюжеты. От картины «Вышивальщица у окна» веет покоем и уютом.

Г. Керстинг. Вышивальщица у окна. 1812.
Холст, масло. Художественный музей, Германия.

Ангелика Кауфман (1741 – 1807) — знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма. Живопись Кауфман (портреты, библейские, исторические, литературные, мифологические и бытовые сюжеты) развивается в рамках классицизма.

А. Кауфман. Вышивальщица (Утреннее развлечение). 1788.
Холст, масло. Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Москва.


Карл Гампенридер (1860 – ?), Германия.
Принцесса Эльвира фон Байерн с подругой.1886. Частная коллекция.

Август Маке (August Macke, 1887 — 1914) — немецкий художник, знаменитый своими портретами в жанре экспрессионизма.

А.Маке. Портрет жены художника. 1909.
Музей Stadtisches, Мюльхайм-на-Руре, Германия.

Альберт фон Келлер (Albert von Keller, 1844 — 1920) — немецкий живописец, отлично писавший сцены из жизни среднего и высшего общества, портреты и полотна на исторические, мифологические, фантастические темы.

А. Келлер. Шопен. 1873.
Новая пинакотека, Мюнхен, Германия.

Голландия
Николас Маес (1634 — 1693) — голландский художник, знаменитый своими портретами и жанровыми сценами, один из последних представителей Золотого века голландской живописи. Вершиной его творчества считается период с 1655 по 1665 год, когда он в основном изображал жанровые сцены, происходящие в проходных комнатах с окнами. Основным мотивом творчества стали интерьеры с боковым светом из окон.

Н.Маес. Вышивальщица.
Дания
Венцель Ульрик Tornøe (1844 – 1907) – датский художник, специализировавшийся в портретной и жанровой живописи.

В. Ульрик Tornøe. Sewing with Grandmother (Шьем вместе с бабушкой).
Испания
Диего Родригес де Сильва и Веласкес (1599 —1660) — испанский художник, один из величайших представителей испанского золотого века. Внимание художника привлекали мифологические, исторические картины, пейзаж, бытовые сцены. Портрет «Вышивальщица» необычайно естественен и реалистичен, даже, несмотря на то, что в нем отсутствуют аксессуары, жесты и движение. Портретируя простых тружеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера.

Д. Веласкес. Вышивальщица. Около 1650.
Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

США
Мэри Кассат (1844 — 1926) — знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей. Отказавшись от литературных сюжетов и жанровой занимательности, писала картины, отражающие современную городскую жизнь, женские и детские портреты, отмеченные ощущением безмятежного покоя и умиротворения.

М. Кассат. Лидия за вышивальной рамкой. 1880-1881.
Холст, масло. Музей искусств, Флинт, Мичиган, США.


М. Кассат. Молодая женщина, вышивающая в саду. 1880-1882.
Музей Д'Орсэ, Париж.


М. Кассат. Мэри Эллисон вышивает. 1877.
Холст, масло. Музей Искусств Филадельфии, Филадельфия, США.


М. Кассат. Лидия вышивает на террасе. 1881-1882.
Частная коллекция.


Чарльз Фредерик Ульрих. (1858 – 1908). США
Молодая девушка вышивает. 1890-1894. Частная коллекция.

Чарльз Вебстер Хавторн (Charles Webster Hawthorne, 1872-1930) – американский портретист и художник жанровых сцен.

Ч.Хавторн. Вышивающая девушка. 1923.
Фредерик Артур Бридгман (Frederick Authur Bridgman, 1847-1928) – американский художник-ориенталист, успех которому принесли работы алжирского цикла.

Ф. Бридгман. Восточная веранда.
Частная коллекция.

Фредерик Карл Фрисек (Frederick Carl Frieseke, 1874 – 1939) – американский художник, ключевая фигура американского импрессионизма. Излюбленным сюжетом его полотен стало изображение женской фигуры, часто обнаженной, на ярком фоне.

Ф. Фрисек. Вышивание. 1915.
Гилберт Чарльз Стюарт (Gilbert Charles Stuart, 1755 — 1828) — американский живописец, считающийся основоположником американской живописи. Прежде всего, известен как портретист, создавший более тысячи портретов своих современников, включая шесть первых президентов США.

Г. Стюарт. Анна Доротея Фостер и Шарлотта Анна Дик. 1790-1791.
Частная коллекция.

Ральф Коулмен (Ralph Pallen Coleman, 1892 - 1968) – известный американский художник и иллюстратор. К его работам относятся иллюстрации к журналам и изданиям С.Моэма, Ф. Фицджеральда; портреты известных масонов, военных и юных красавиц.

Р. Коулмен. Вышивающая женщина. 1925.

Вильям Хеккинг (William Hekking, 1885 – 1970), США.
Женщина вышивает. 1909. Галерея Пенслер, Вашингтон, США.


Джеймс Брейд Сворд (James Brade Sword, 1839 – 1915), США.
Джеймс Кэролл Беквиз (James Carroll Beckwith, 1852 – 1917) – американский художник, известный своими пейзажами, портретами, жанровыми и фресковыми картинами.

Д. Беквиз. Вышивающая.
Галерея Guarisco, Вашингтон, США.

Франция
Юг Мерль (Hugues Merle, 1823 – 1881) – французский художник, завоевавший международное признание своими жанровыми сюжетами из жизни рабочего класса, работами на историческую и религиозную тематики. Большую популярность художнику принесли его картины, изображающие материнскую любовь и детскую беспечность с присущей автору сентиментальностью.

Ю.Мерль. Урок вышивания.
Берта Моризо (1841-1895) - французская художница, рисовальщица, акваримистка, представительница импрессионизма. Содержание ее творчества ограничено темами, интересующими женщину из добропорядочной буржуазной семьи: материнство, домашний уют, сад, деревня, прогулки на природе.

Б. Моризо. Молодая женщина, вышивающая в саду. 1881.
Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841 — 1919) — французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. Основой колорита его произведений стало богатство оттенков красного. Особым обаянием проникнуты женские образы, различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи.

П.Ренуар. Жаннета Ренуар за вышиванием. 1900.

П. Ренуар. Вышивальщица (Женщина, вышивающая в саду). 1898.
Клод Оскар Моне (Claude Monet, 1840-1926) - выдающийся французский живописец, признанный лидер движения импрессионистов. В своих картинах стремится передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы.

К.Моне. Вышивающая Камилла Моне. 1875.
Жак-Андре-Жозеф Авед, Камелот (Jacques-André-Joseph Aved, 1702–1766) – французский художник 18 века и один из главным портретистов в жанре французского рококо.

Ж.Авед (Камелот). Портрет мадам Крозат. 1741.
Холст, масло. Музей Фабр, Монпелье, Франция.

Франсуа-Юбер Друэ (Francois-Hubert Drouais, 1727 – 1775) – французский живописец, запечатлевший на своих полотнах великих фигур своего времени – короля, Мадам де Помпадура, и Мадам дю Барри.

Ф.Друэ. Мадам Помпадур за вышиванием. 1721-1764.
Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.

Жан Эдуар Вюйар (Jean-Édouard Vuillard, 1868 —1940) — французский художник, представитель символизма и модерна. Наиболее типичные его символистские сюжеты: интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном, и сады.

Ж. Вюйар. Гобелен или вышивальщицы. 1895.
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Одилон Редон (Odilon Redon, 1840 — 1916) — французский живописец, картины которого по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму. Сперва занимался графикой (рисунки углем, литографии), затем обращался к пастели и масляным краскам в античных сюжетах, натюрмортах, женских профилях.

О. Редон. Портрет мадам Редон с вышивкой. 1880.
Д'Орсэ, Париж.

Поль Серюзье (Paul Sérusier, 1864 — 1927) — французский художник, родоначальник абстракционизма. В своих полотнах, где Серюзье изображал лесистую местность Бретани, тяжелый труд жителей этой бедной местности, художник использовал условный рисунок и четко разграниченные цветовые плоскости.
П. Серюзье. Вышивальщица на фоне ландшафта. 1910.
Частная коллекция.

Филип Мерсьер (Philip Mercier, 1689 / 1691 – 1760) – французский портретист, работавший главным образом в Англии. Является родоначальником английской жанровой живописи и ключевой фигурой во введении французского вкуса в английское искусство.

Ф. Мерсьер. Вышивающая девушка. 1750.
Галерея Тэйт, Лондон.

Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 - 1904) - французский художник и литограф, придерживавшийся стиля, близкого к реализму. Известен своими цветочными натюрмортами и групповыми портретами современных ему парижских художников и писателей.

А. Фантен-Латур. Две девушки, с вышивкой и чтением. 1859.
Частная коллекция.

Жан-Антуан Ватто (Jean-Antoine Watteau, 1684-1721) – французский живописец, рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Богатство эмоциональных оттенков в картинах Ватто подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов.

Ж. Ватто Вышивальщица.
Швейцария
Альберт Самуэль Анкер (Albert Samuel Anker, 1831 – 1910) – швейцарский художник и иллюстратор, популярность которому принесли сюжеты деревенской жизни Швейцарии 19 века.

А.Анкер. Вышивальщицы. 
 ВСЕ ВЫШИВАЮЩИМ ПОСВЯЩАЕТСЯ: 
От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.
   В гостиной,на пороге,
  Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.
    Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.
  И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты  божьей красоты
Вы с вышивкою открывали...    Стихи Надежды Крыловой

Источник здесь   
Обратите внимание на этот сайт 

3 комментария:

  1. Добрый день!
    Скажите, пожалуйста, эта статья с fanstitch.ru?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, уважаемая Ирина! Сегодня случайно вышла на Ваш сайт и была приятно удивлена и обрадована! Меня зовут Алевтина, преподаю рукоделие в школе, 20 лет работаю по авторской программе "Технология ручной вышивки", конечно, много внимания уделяю истории вышивки, а тут такой сюрприз! У меня есть слайдовая презентация "Женские имена и вышивка с древнейших времен до наших дней" Подробнее обо мне, а также альбомы работ моих собственных и учениц можно найти на http://vkontakte.ru/id93667559

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за такую чудесную подборку!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...