Страницы

вторник, 4 января 2011 г.

История в картинах художника Н.В.Неврева.

Русский художник-передвижник Николай Васильевич Неврев. К сожалению о нем известно очень мало, в 1950 году вышла небольшая книга про творчество этого художника, но ее тираж столь мал, что она стала библиографической редкостью. Но тем не менее картины этого художника есть в собраниях в многих музеев России.
Неврев Н.В. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. 1880-е
(Музей-заповедник "Абрамцево")
Н.В. Неврев родился в 1830 году в Москве, в  купеческой семье со средним достатком.  С детства стал увлекаться живописью и ничем другим заниматься уже не хотел.
Жизнь свела Неврева с  актером Скотти, братом известного живописца Михаила Ивановича Скотти, который был и сам когда-то живописцем. Этот Скотти принял участие в жизни Неврева, показал ему, как составляются краски, как ими пишут... На 21-м году жизни мечта Неврева стать художником осуществилась, и он поступает в Московское училище живописи и ваяния. Неврев учился непосредственно у инспектора Училища, обрусевшего итальянца Скотти и был одним из его любимейших учеников.
Неврев Н.В. Автопортрет. 1858
(Государственная Третьяковская галерея)
После пяти лет обучения Неврев написал картину "Домашняя крестьянская сцена". Десятого марта 1855 года он получил за эту картину звание "неклассного художника по живописи домашних сцен".  Год спустя на место Скотти в Училище пришел Зарянко. Это был знаменитый в то время портретист. Но учиться у Зарянко Невреву не пришлось. Он поссорился с новым руководителем и вынужден был, не окончив курса, уйти из Училища.
Бытовой жанр всегда пользовался в Училище живописи и ваяния особым вниманием и Неврев, пока находился в его стенах, занимался в основном жанровой живописью. Но выйдя из Училища, он начал работать как портретист и как художник, рисующий картины на исторические сюжеты.
Неврев Н.В. Портрет М.С.Щепкина. 1862
(Музей Государственного Малого академического театра)
В начале 1860-х годов художник знакомится с П.М.Третьяковым, и становится частым гостем в доме. Третьяков заказал портрет актера Щепкина.  В начале 1860-х годов Неврев написал несколько портретов родственников П.М. Третьякова. Неврева признают одним из лучших портретистов России. Его портреты начинают пользоваться успехом у публики, их сравнивают с портретами Зарянко, который в те времена считался мастером портретного искусства.
Несмотря на успех, который имели его портреты, Неврев в середине 1860-х годов совершенно перестал работать как портретист и целиком обратился к бытовой живописи.  В 1861 году Александром II было отменено крепостное право. "Торг" относится к числу русских картин, соединяющих, по словам В.В. Стасова, "бытовую национальную правду с потрясающей драматичностью".
Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866
(Государственная Третьяковская галерея)
В этой картине Неврев показал сцену продажи крепостной женщины, назвав картину "Из недавнего прошлого", соединяя, таким образом, здесь бытовой жанр с историческим, к которому он обратился спустя десять лет. В момент своего появления картина "Торг" вызвала много откликов в либеральной печати. Картина "Торг (Из недавнего прошлого)" получила первую премию от Общества Любителей Художеств и в конце концов попала в галерею к П.М. Третьякову. Покупка картины Третьяковым явилось значительным событием в жизни молодого еще художника.
Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869
(Днепропетровский художественный музей)

Неврев Н.В. Воспитанница. 1867
(Государственная Третьяковская галерея)
В дальнейшем он написал одну за другой картины: "Наследство после чиновника", "Возвращение солдата на родину", "Перемена жизни", "Похороны крестьянина", "Доброе утро", "Большой выигрыш" и т.д., но они большого успеха не имели.
В середине 1870-х годов в Москве стал созревать проект организации Русского Исторического музея, который предполагалось "украсить картинами из Отечественной истории".
Неврев Н.В. Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875
(Национальный художественный музей Республики Беларусь)
Известный археолог и ревнитель русской старины А.С. Уваров решил привлечь художника к участию в устраиваемом Московским Обществом Любителей Художеств конкурсе на историческую картину, предложив ему и сюжет для картины - "из жизни Галицкой Руси, когда она стала подвергаться проискам западного латинства".  Художник увлекся сюжетом и немедленно принялся за работу. Написанная им картина наконец-то получила одобрение. В журнале "Пчела" за 1876 год была напечатана небольшая доброжелательная статья о его творчестве.
Картину много хвалили.  После "Романа Галицкого" художник работает над второй исторической картиной, которая была им окончена в 1877 году. На этот раз Неврев обратился к тяжким временам Смуты, к первой польской интервенции 1605- 1606 годов. Картина называется "Присяга Лжедмитрия I королю Сигизмунду III на введение в России католицизма".
Неврев Н.В. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
(Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)

Картина "Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма" была куплена П.М. Третьяковым и удостоена первой премии на выставке Московского Общества Любителей Художеств (Неврев получил за нее 500 рублей).
Две исторические картины Неврева - "Роман Галицкий принимает папских послов" и "Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма" - были впервые показаны широкой публике в 1881 году на IX выставке Товарищества Передвижных художественных выставок. Неврев получил официальное признание и приглашение вступить в Товарищество. Неврев в этот  период пишет множество картин на исторические сюжеты и постоянно участвует в Передвижных художественных выставках.
Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886
(Государственная Третьяковская галерея)

Неврев Н.В. Дмитрий-самозванец
(Дальневосточный художественный музей)

Неврев Н.В. Опричники
(Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана)
Неврев был приглашен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, педагогическая работа не заинтересовала художника и он не стал там преподавать.
Неврев Н.В. Гончары. Вид с Москвы-реки на Гончарную набережную и Гончарные переулки. 1889
(Музей истории и реконструкции города Москвы)
К XVIII Передвижной выставке он написал историческую картину "Послы Ивана Грозного в Англии из русской истории XVI века", так хорошо им изученной, а также выступил как пейзажист с картиной "Гончары (Вид с Москвы-реки на Гончарную набережную и Гончарные переулки)".
Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898
(Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)
Нервев Н.В. Купец и товар. Начало 1890-х
(Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств)
В последние годы жизни Неврев работает над жанровыми картинами, сюжеты для которых были им взяты из истории. Картина "Купец и товар", показывается на XX Передвижной выставке.
Неврев Н.В. Мочалов среди почитателей. 1888
(Государственный Русский музей)

Неврев Н.В. Шут (Опальный боярин). 1891
(Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых)

Неврев Н.В. Увещевание. 1893
(Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан)

Неврев Н.В. Женский портрет. 1892
(Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина)
Последние картины Неврева почти не продавались. Лишь изредка в газетах и журналах печатались строки положительных откликов на его произведения. Художник испытывал страшную нужду.
В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Невреву предложили пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость. С годами художника все больше и больше удручала болезнь.
Неврев Н.В. Боярыня. 1901
(Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского)

Неврев Н.В. Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. 1903
(Ставропольский краевой музей изобразительных искусств)
Престарелый художник жил одиноко со своей женой в своей квартире, заваленной непроданными картинами. Последние значительные деньги, вырученные художником за продажу картин в 1894 году, были истрачены им на благотворительность. В припадке отчаяния художник на семьдесят четвертом году жизни (в 1904 г.) застрелился.
Источник 

2 комментария:

  1. Почему нигде нет картины Многая лета?

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...