|
Венецианов, ЖницаДалее текст и много рисунков! |
Происхождение этого головного убора до конца не ясно.
Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название же происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.
Есть несколько версий появления кокошника в нарядах русских женщин. Одна из них - византийская версия. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе.
В эпоху расцвета Византийской империи, этот головной убор все так же пользовался популярностью у модниц, так как наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.
Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. Именно тогда традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе. Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или женчугом кокошника, закрывающего волосы (женского) или же не закрывающего (девичьего), так называемого "венца".
Однако некоторые исследователи отмечают и монгольское влияние на моду руси, так как среди монгольских женщин так же бытовал похожий головной убор.
В любом случае кокошник органично вписался в структуру русского костюма.
Однако не следует забывать что кокошник это вариант головного убора замужней дамы, для девушек же существовал головной убор называемый "венец" , не закрывавший волосы.
Кокошники имели различные формы
На севере предпочитали их расшивать жемчугом и делать их высокими и прямыми. В западных и южных областях больше предпочитали вытянутые вверх формы головных уборов. Форма широкого кокошника считается самой известной а так же относительно поздней.
Однако широкое поле позволяло наиболее богато украсить такой головной убор. Такой убор бы по карману только очень состоятельным дамам - боярыням да купчихам. Особо его полюбили в центральной части страны. В дальнейшем именно эта форма кокошника вдохновляла художников на создание костюмов "а ля рюс", иначе говоря в русском стиле. Так как именно эта форма головного убора была наиболее узнаваемой.
Даже когда западный покрой одежды навсегда вытеснил из обихода высших кругов общества традиционно русский, кокошник все таки остался как элемент придворных платьев в "русском стиле", дабы подчеркнуть преемственность поколений и этно-культурную идентичность.
При Николае I был разработан костюм фрейлин императрицы с элементами русского традиционного костюма, в котором кокошник был непременным атрибутом. Сама императрица Александра Федоровна (супруга Николая I) очень любила этот головной убор.
Даже Екатерина II неоднократно позировала художникам в кокошнике, стремясь подчеркнуть свое почтение к русским традициям. В дальнейшем даже диадемы русских императриц делали все более приближенными к форме русского кокошника. Вроде той что на портрете Марии Федоровны, супруги российского императора Александра III.
Источник текста
здесь
|
К. Маковский, Русская красавица в кокошникеКрасавица Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты. А.С.Пушкин |
|
К. Маковский, Русская красавица в кокошнике |
|
Н.Аргунов, Неизвестная в русском костюме |
|
Ф. Будкин, Девушка перед зеркалом |
|
Константин Маковский, Боярышня у окна |
|
Константин Маковский, За чаем |
|
Константин Маковский, Царевна |
|
К. Маковский, Боярышня |
|
К. Маковский, Боярышня у окна |
|
К. Маковский, Боярышня |
|
Дрождин Петр Семенович, Портрет купчихи в кокошнике |
|
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Фёдоровны |
|
Константин Маковский, У околицы |
|
Василий Суриков, Эскизы к картинам, Портрет боярышни |
|
Юрий Сергеев, 1992г., У гадалкиЮрий Сергеев родился 1 апреля 1961 года в городе Ярославле. В 1968 г. поступил в мастерскую портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Он участник Всесоюзных и зональных выставок, убежденный последователь русской реалистической живописной школы и традиций великих мастеров итальянского Возрождения, знаток истории и этнографии. Наделенный философско-художественным складом ума, Ю. Сергеев в своих картинах
создает глубокие, наполненные духовной силой образы, характерные для России XVII – XVIII веков. Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции. Работы художника отличаются цельностью, собранностью, глубокой продуманностью каждой детали. |
|
Erichsen Virgilius, Портрет Екатерины II в кокошнике |
|
М. Нестеров, Девушка в кокошнике |
|
К. Маковский, Боярышня |
|
К. Маковский, Черноокая княжна |
|
Константин Маковский, Алёнушка |
|
К. Маковский, Чарка мёда |
|
К. Маковский, Грустная княжна |
|
К. Маковский, Княгиня под венец |
|
К. Маковский, Царевна |
|
К. Маковский, Поцелуйная чаша |
|
К. Маковский, Рассказчица |
|
К. Маковский, Сказочница |
|
К. Маковский, К венцу |
|
К. Маковский, Выбор невесты царевичем Алексеем |
|
Васнецов, Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) |
|
Васнецов, Три царевны подземного царства. 1879-1881 |
|
Б.Ольшанский, Берендеи |
|
Б. Ольшанский, Былина |
|
Франц Крюгер, Портрет императрицы Александры Фёдоровны |
|
Боровиковский, Кормилица Кристина |
|
Андреевский, Красавица в кокошникеМаковский К.Е. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900
(Государственный Исторический музей)
Маковский К.Е. Боярыня. 1890-е
(Частное собрание)
Маковский К.Е. Портрет царевны Софьи
(Национальный художественный музей Республики Саха)
Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883
|
Источник репродукций
здесь
спасибо спасбо огромное многое вижу впервые .
ОтветитьУдалить