Страницы

пятница, 5 ноября 2010 г.

"Зеленая Лягушка".

Сервиз для Екатерины II - «Зелёная лягушка».



26 июня (7 июля) 1770 г., во время Русско-турецкой войны, произошел знаменитый Чесменский бой между русским и турецким флотами. Нашими кораблями командовали Г. А. Спиридов и С. К. Грейг. Российским морякам удалось одержать убедительную победу. Этим боем был решен исход первой Русско-турецкой войны, и Россия получила выход в Черное и Средизем-ное моря.В память об этом выдающемся событии в Петербурге был построен Чесменский архитектурный ансамбль, который состоял из двух зданий - Чесменского дворца и Предтеченской церкви, названной так потому, что день битвы пришелся на день святого Иоанна Предтечи.Дворец и церковь были возведены архитектором Ю. М. Фельтеном  рядом с Царскосельской дорогой (ныне - Московский проспект). Дорога проходила по унылой болотистой местности, которая носила название Кекерекксинен, что на финском языке означало "Лягушачье болото".Официальное открытие дворца и церкви состоялось в 1780 г. и было приурочено к 10-летию победы над турецким флотом. Гербом дворца стала обыкновенная зеленая лягушка. В связи с этим для торжественного обеда по поводу открытия дворца из Англии доставили обеденный сервиз - "Зеленая лягушка", изготовленный Д.Веджвудом по заказу президента Академии худжожеств И.И. Бецкого.На каждом предмете сервиза были изображены пейзажи и дворцовый герб - Зеленая лягушка.Сервиз с зеленой лягушкой был заказан Екатериной II в 1773г. фирме Джозайи Веджвуда через русского консула в Англии Александра Бакстера. Екатерина II, любительница элитного фарфора, заказывала Веджвуду огромный сервиз с видами Англии. Посуда предназначалась для загородного Кекерекесиненского дворца (в переводе с финского - «Лягушачье болото»). Из-за такого названия в качестве герба на каждом предмете сервиза была выбрана зеленая лягушка. Сервиз так и называется: сервиз «Зеленая лягушка».  Это - образец спокойного рококо, максимально близкого к неоклассицизму. Роспись - в коричнево-оливковой гамме, изображения - «Англия в картинках» (как раз в то время на пике популярности была мода на английскую готику, и российская императрица убила двух зайцев одним махом - получила посуду знаменитой английской мануфактуры, да еще и с соответствующими рисунками). Говорят, что Екатерина II не проявляла особого интереса к мягкому эклектизму, и сервиз «Зеленой лягушки» был совсем не в ее стиле. Может быть и так, но императрица прекрасно сознавала что такое личный имидж и имидж государства - о приобретении веджвудского сервиза русским императорским Домом немедленно заговорили в Европе. Теперь сервиз «Зеленой лягушки» хранится в Эрмитаже и является одним из самых выдающихся сокровищ этого музея. Работа над ансамблем была закончена летом 1774 г.Сервиз предназначался для придорожного дворца Екатерины II в местечке Кекерекексинен, что по-фински означает "лягушачье болото". Отсюда первоначальное название дворца - Кекерекексиненский и своеобразная забавная эмблема - зеленая лягушка в гербовом щитке, помещенная на каждый предмет заказанного сервиза.Сервиз был рассчитан на 50 персон, включал обеденную (680 предметов) и десертную (264 предмета) части и состоял из 944 предметов. Каждое изделие сервиза, в соответствии с заказом, было украшено видами старинных замков, аббатств, усадеб с парками, загородных особняков, городских и сельских пейзажей, величественных природных ландшафтов. Всего насчитывалось1222 вида, ни один из которых не повторялся, создавая уникальную панораму Великобритании. Компаньон Дж. Веджвуда, Томас Бентли, составил для Екатерины II рукописный каталог с названиями всех видов. Номера видов, соответствующие каталогу Бентли, написаны темно-коричневой краской на обороте каждого изделия.Большая часть предметов сервиза воспроизводит так называемую "королевскую форму", получившую свое название в связи с тем, что по этой модели Веджвудом был исполнен сервиз для Георга III. Однако модели некоторых изделий - компотьеров, мисочек для крема, морожениц - были созданы специально для сервиза с зеленой лягушкой. Модифицированный таким образом вариант "королевской" формы получил название "екатерининской" формы. Изделия, входившие в состав обеденной части сервиза, украшались бордюром из дубовых веток, десертной - бордюром из ветвей плюща. Предметы сервиза моделировались и обжигались на фабрике "Этрурия" в Стаффордшире, а для росписи привозились в принадлежавшую Веджвуду живописную мастерскую в Челси (тогда предместье Лондона). Сервиз был выполнен из нового для того времени керамического состава, который был стандартизирован Веджвудом в результате усовершенствования традиционного английского фаянса цвета сливок. В 1766 Веджвуд дал этому материалу название "фаянс королевы" в честь королевы Шарлотты, покровительством которой он пользовался.Когда работа над сервизом близилась к завершению, большая его часть была выставлена в Портленд-Хаусе на Грик-стрит в Лондоне с тем, чтобы показать сервиз английской публике перед его отправкой в Россию. Открывшаяся 1 июня 1774 выставка была удостоена визита королевы Шарлотты. Сервиз прибыл в Россию в сентябре 1774. В настоящее время в коллекции Эрмитажа хранится около 770 предметов знаменитого Сервиза с зеленой лягушкой.До 1830 Г. он находился в Чесменском дворце, затем - в Английском дворце в Петергофе.С 1910 г. сервиз принадлежит Эрмитажу.
Сервиз хранится в Эрмитаже, Санкт -Петербург.

 

Предметы из сервиза с зеленой лягушкой Джозайя Веджвуд 1773-1774 Англия, Стаффордшир

  
Уникальность сервиза не исчерпывается его художественными качествами. Он представляет исторический интерес - многие изображенные на нем здания и ландшафты давно уже не существуют или значительно изменили облик. Обширную группу составляют виды парков и усадеб. Многочисленны изображения руин старинных замков и аббатств. Привлекают внимание виды ранних промышленных объектов Англии. Около ста росписей воспроизводят архитектурные памятники Лондона, живописные берега Темзы. Часть пейзажей, в основном изображения поместий, делались по рисункам С натуры. Главным же источником служили гравюры, современные Веджвуду и более ранние. Иногда гравюра или часть ее воспроизводилась с большой точностью. Однако, как правило, сохраняя верность оригиналам, мастера, наносившие роспись, интерпретировали их в свободной живописной манере.Большой тонкостью отмечено и колористическое решение сервиза - сочетание светлого фона с коричневой и зеленой росписью.
Блюдо круглое с крышкой

 Хозяином поместья Гаттон-парк (Gatton Park; Surrey), изображенного на корпусе мисочки, с 1751 по 1761 был сэр Джеймс Коулбрук (Sir James Colebrooke). Именно он распорядился выкопать похожий на озеро огромный эффектный пруд, а его брат пригласил для разбивки пейзажного парка знаменитого садовника Ланселота "Кейпабилити" Брауна (Lancelot 'Capability' Brown). Работы продолжались с 1762 по 1768 г. В 1774 г. усадьба сменила хозяина, а в 1808 г. усадебный дом был снесен. Однако сам пейзажный парк сохранился неплохо, при этом вид поместья на изделии из веджвудовского сервиза является ценным напоминанием о его первоначальных топографических, ландшафтных и архитектурно-художественных чертах.

Капелла св. Леонарда

На корпусе мисочки представлено изображение капеллы св. Леонарда (St. Leonard's Chapel) в замке Фарли Хангерфорд (Farleigh Hungerford Castle) в графстве Сомерсет (Somerset), разрушенной ок. 1701 г. В капелле и по сей день сохраняются захоронения бывших хозяев замка, представителей семьи Хангерфордов (Hungerford), купившей замок Фарли в 1369 г. Графическим источником росписи считается подготовительный рисунок Фрэнсиса Гроуза (Francis Grose), позднее награвированный Чарльзом Спэрроу (Charles Sparrow) для издававшегося Гроузом третьего тома "Древностей" ("Antiquities"). Этот ученый труд историка-краеведа, талантливого рисовальщика-любителя, антиквара и издателя, каковым являлся Фрэнсис Гроуз, был хорошо знаком Дж. Веджвуду. Уже в начале 1774 г. керамист приобрел часть издания, выходившего тогда в отдельных выпусках.


Имение Уимпоул холл
Графический источник росписи, представляющей вид церкви и конюшенного комплекса в имении Уимпоул холл в Кембриджшире (Wimpole Hall; Cambridgeshire), запечатленный на крышке десертной мисочки, до сих пор не идентифицирован. Однако разнообразие высказываемых по этому поводу гипотез (касающихся различного изобразительного материала) служит неоспоримым доказательством той явной притягательности для современников, которой обладал пейзажный парк в этом поместье, благодаря стараниям его знаменитого садовника Ланселота "Кейпабилити" Брауна (Lancelot 'Capability' Brown). Браун был приглашен в 1767 г. тогдашним хозяином Уимпоул холла вторым графом Хардвикским (2nd Earl of Hardwicke). Наиболее вероятно, что вид церкви и конюшен на веджвудовском изделии был выполнен по рисунку дочери хозяев поместья - леди Амабель Полварт (Lady Amabel Polwarth). Известно, что в своей практике Веджвуд нередко обращался к произведениям художниц-любительниц из аристократических семей.

Храм Победы в садах Кью

В пейзажной живописи эпохи неоклассицизма любовь к топографической точности сочеталась с тягой к идеализации изобразительных мотивов. Нередко это последнее стремление превращало реально существующий объект в визуальную формулу совершенного архитектурного сооружения или пейзажной декорации. Тем не менее, черты оригинала почти всегда присутствовали в таких идеализированных "портретах". Так, например, считается, что изображение паркового павильона (на поддоне к десертной мисочке) вероятнее всего представляет собой Храм Победы (The Temple of Victory) в знаменитых садах Кью (Kew), возведенный в 1759 г. в память о Битве при Миндене (the Battle of Minden) и нынче не существующий.

Французская кухня, определившая европейскую гастрономическую моду, питала особое пристрастие к соусам. В Сервиз с зеленой лягушкой входили два вида соусников. Соусники одного типа назывались ладьевидными (Sauce Boats). У них были широкие носики для подливания соусов в кушанье и удобные высокие ручки. К ним также полагались небольшие плоские овальные поддоны для того, чтобы проливавшиеся иногда соусы не пачкали скатертей. В веджвудовском сервизе первоначально было восемь таких соусников с поддонами. Один из соусников не сохранился до наших дней, но все восемь поддонов по-прежнему находятся в коллекции Эрмитажа.
Парк в поместье Уэст Уикум

Корпус соусника декорирован видом известного парка в поместье Уэст Уикум (West Wycombe). Работы по его устройству продолжались с 1739 по 1752 г. Владельцем поместья был известный политик, меценат, один из ведущих членов Общества дилетантов (Society of Dillettanti) сэр Френсис Дашвуд, одинадцатый лорд Деспенсер (Sir Francis Dashwood, later 11th Lord Despencer). Графическим источником композиции стала гравюра Уильяма Улита "Вид уолтонского моста, храма Венеры и т.д. в саду баронета сэра Фресиса Дашвуда в графстве Букингемшире (W. Woollett "A view of the Walton Bridge, Venus's Temple, etc. in the Garden of Sir Francis Dashwood Bart at West Wycomb in the County of Bucks" [Buckinghamshire], выполненная по живописному оригиналу художника Уильяма Ханнана (William Hannan (1752). Забавно, что знаток и эрудит Томас Бентли (компаньон Веджвуда, составивший для Екатерины II каталог изображений на сервизе) ошибочно считал этот пейзаж видом парка в Виндзоре (Windsor).

.
Храм Беллоны
 
Каждый уважающий себя любитель пейзажных парков, путешествовавший по Англии во второй половине XVIII в., стремился посетить не только знаменитый парк в Stowe, но и не менее известные сады в Кью (Kew Gardens). Первоначально предметы из Сервиза с зеленой лягушкой были украшены 29 видами Kew Gardens. В связи с тем, что не все изделия дошли до наших дней, теперь насчитывается только 26 видов. На корпусе соусника изображена одна из парковых построек Kew - храм Беллоны [Temple of Bellona]. В те времена, когда Екатерина II заказывала Веджвуду сервиз с видами Англии, сады в Кью восхищали современников разнообразием и многоликостью своих архитектурных павильонов. В их числе были и "Домик Конфуция" [House of Confucius], и Мавританская мечеть [the Moorish Mosque], и необычайной высоты китайская Пагода, построенная по проекту архитектора Уильяма Чеймберза (William Chambers) в 1761 г.

Роспись корпуса

Перед живописцем, расписывающим фарфоровое или фаянсовое изделие, стоит нелегкая задача: он должен гармонично вписать изображение в небольшое поле неправильных очертаний, обладающее к тому же выпуклой или вогнутой поверхностью. Эта роспись почти никогда не будет рассматриваться с одной предпочтительной фиксированной точки зрения. Напротив, живопись должна будет производить цельное и яркое впечатление даже тогда, когда предмет берут в руки и не просто разглядывают с разных сторон, но к примеру - наливают из него соус. Художественный вкус и практика помогли модельерам и живописцам веджвудовской мануфактуры создавать произведения декоративно-прикладного искусства, удовлетворяющие высоким стандартам эпохи.

Вид парка Кью

Этот вид в парка Кью (Kew Gardens) с горбатым мостиком и "Домиком Конфуция" (House of Confucius) (справа, на заднем плане) был заимствован из гравюры Томаса Мейджора (Thomas Major), выполненной по рисунку Уильяма Марлоу (William Marlow). Гравюра вошла в подборку видов Kew, которую в 1763 г. составил архитектор Уильям Чеймберз (William Chambers). К началу 1790-х гг. градус восхищения парковой экзотикой Кью несколько понизился. В моду входило все сентиментальное и романтичное. В 1790 г. молодой Н.М. Карамзин писал: "Я один раз был в славном Кьюском саду, Kew-Garden, месте, которое нынешний король старался украсить по всей возможности, но которое само по себе не стоит того, хотя в описаниях и называют его Эдемом: мало, низко, без видов. Там китайское, арабское, турецкое перемешано с греческим и римским. Храм Беллоны и китайский павильон; храм Эола и дом Конфуциев: арабская Альгамбра и пагода!"


Восемь прямоугольных лотков с крышками (из которых в настоящее время сохранилось лишь семь), первоначально входивших в состав сервиза, предназначались для разнообразных горячих закусок. Форма лотка предполагала, что отдельные порционные куски могут иметь аккуратные прямоугольные очертания. "Геральдическая" зеленая лягушка в данном случае появляется на кольцевидной ручке крышки - именно там она лучше всего видна и тому, кто поднимает крышку, и тому, кто смотрит на изделие с некоторого расстояния.

Замок Карнарвон 

На дне лотка изображен замок Карнарвон (Caernarvon Castle) - пожалуй, самый знаменитый замок Уэльса (Wales). Причина его широкой известности состоит не только в безусловном его значении как великолепного памятника романско-готической архитектуры (замок был основан в 1283 г.), но и в том, что он явился легендарным местом рождения первого английского "Принца Уэльского" ('Prince of Wales'). Эдуард Карнарвонский, позднее - король Эдуард II, первый английский "Принц Уэльский" появился здесь на свет в 1284 г. Графический источник росписи - гравюра Уильяма Бёрна "Карнарвонский замок, место рождения Эдуарда II в северном Уэльсе" (William Byrne "Caernarvon Castle, the Birth Place of Edward II in North Wales" (ок. 1766 г.), выполненная по живописному оригиналу кисти художника Ричарда Уилсона (Richard Wilson).

Вид замка Стогурси

Вид Стогурси (Stogursey Castle) - родового замка семьи Корси (Courcy) в графстве Сомерсет (Somerset) - постройка датируется концом XIII - началом XIV в.- может служить наглядным пособием по изучению начал фортификации. В центре зеленого "островка" были возведены башенные стены, защищавшие внутреннее пространство замка. Башню окружало еще одно кольцо стен. Огороженная ими площадь служила внутренним двором. За этими стенами находился внешний двор, также окруженный малоприступными укреплениями. Вид замка Стогурси на крышке веджвудовского лотка давал представление не столько о стилистике готической архитектуры, сколько о ее суровой функциональности и мрачноватой силе, ощущавшейся несмотря на то, что постройка находилась в руинированном состоянии.

Уилтон хаус

Уилтон хаус (Wilton House) - родовое поместье семьи Пембрук (Pembroke) - с его прекрасным пейзажным парком часто посещалось путешественниками с континента. Весьма вероятно, что в Уилтоне побывал и архитектор Василий Неелов, который по настоянию Екатерины II провел шесть месяцев в Англии с целью изучения основ паркового дела. Вернувшись на родину летом 1771 г., Неелов построил в Царском селе под Петербургом множество великолепных парковых сооружений. Одним из них был знаменитый Мраморный или Палладиев мост. Хотя архитектор и до поездки в Англию был знаком с этим проектом великого итальянского зодчего Андреа Палладио, не исключено, что именно реальные воплощения проекта - Палладианского моста в Уилтоне (Palladian Bridge в Wilton (1737) или похожая постройка в Стоу - дали необходимый толчок его собственным творческим амбициям. Пейзажная роспись на соуснике выполнена по гравюре Люка Салливана "Вид Уилтона в Уилтшире, поместья достопочтенного графа Пембрукского" (Luke Sullivan "A View of Wilton in Wiltshire the Seat of the Rt Honble the Earl of Pembroke").

Потакрем с крышкой из Сервиза с зеленой лягушкой(The Green Frog Service)

Порционные чашечки для десертов с взбитыми сливками менее стойко, чем другие предметы сервиза переносили неблагоприятные перипетии своей судьбы: неосторожность в уходе, веселые застолья, периодические переезды. Легкие хрупкие маленькие изделия было легко уронить и разбить. Это, по-видимому, происходило достаточно часто, т.к. из 30 потакремов, изначально присутствовавших в составе сервиза, в коллекции Эрмитажа в настоящее время хранится лишь 13 чашечек с крышками и шесть крышек

Кэрфилльский замок в Гламоргане

Кэрфилльский замок в Гламоргане (Caerphilly Castle; Glamorgan), построенный в 1266-1267 гг. Гилбертом де Клером, графом Глостером (Gilbert de Clare, Earl of Gloucester) - одна из самых ранних концентрических замковых построек в Уэльсе. Она производит сильное впечатление не только суровой мощью средневековой крепостной архитектуры, но и остроумной и эффективной водной преградой в виде окружающего замок широкого и глубокого рва. Живопись на потакреме, как и во многих других случаях, имела в качестве изобразительного источника подготовительный рисунок Фрэнсиса Гроуза (Francis Grose) к издаваемому им труду о древностях Англии и Уэльса.

Эмблема сервиза на корпусе

Только в росписи потакремов изображение зеленой лягушки в гербовом щитке превращается из маленькой корректно размещенной эмблемы в крупный декоративный мотив, композиционно равноправный с топографическими видами. Подобно пейзажам гербовый щиток оказывается под сенью ветвей плюща, очертания которых вторят его собственному абрису. Геометрическая выверенность композиции характеризует суть эстетики неоклассицизма, всегда стремящегося поверить гармонию алгеброй, но никогда не отвергающего интуитивного чувства красоты.Пейзажи на сервизе  - их насчитывалось 1222 - не повторялись. 


Размах производства «Этрурия» был очень велик. Веджвуд с успехом продолжал поиски новых масс и с большим мастерством изготовлял разнообразную, очень изящную по форме посуду из тонкого фаянса цвета сливок с расписанным и печатным орнаментом. К лучшим образцам фаянса цвета сливок относится знаменитый сервиз «Зеленой лягушки», заказанный в 1773-1774 годах Екатериной П. Исполненный в период формирования классицизма, сервиз еще сохраняет пластичность форм, свойственную изделиям середины века. Лишь некоторая строгость контуров, удивительное чувство меры в распределении декора и скромный стилизованный антикизирующий орнамент говорят о появлении нового стиля. На многочисленных предметах, входящих в сервиз, коричневым цветом в тонкой графической манере написаны архитектурные памятники и пейзажи Англии. Предназначенный для Чесменского дворца, находившегося в местности, названной «лягушачьим болотом», сервиз украшен шуточным девизом - изображением зеленой лягушки, заключенной в гербовый щиток. Крышки ряда предметов дополнены скульптурными группами аллегорического содержания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...