Страницы

вторник, 9 ноября 2010 г.

История иголки.

Самое древнее изобретение человека - игла. Она, пожалуй, старше колеса!

Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур шилась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.
Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. (Точнее, метод существовал давно, еще с античных времен, но потом был благополучно забыт). Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.
А. Дюрер "Меланхолия".
С XVI века игле было найдено неожиданное применение - с ее помощью стали делать офорты. Офорт - самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился. Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII - испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.
Но вернемся к швейной игле. Настоящее механизированное производство открылось в 1785 году, Европа и Америка оказались наводнены новыми иголками. Любопытный факт: недавно искатели сокровищ обнаружили на побережье Флориды под толстым слоем песка огромный деревянный сундук с надписью "Сан-Фернандо". Подняли архивы и обнаружили, что такое судно действительно затонуло по пути из Мексики в Испанию в середине XVIII века. На борту, судя по описи, находилось товара на сумму около150 миллионов серебряных песо - сумма по тем временам баснословная. Когда сундук был вскрыт, жадным взорам кладоискателей открылось неожиданное зрелище: сундук был полон десятками тысяч матросских игл для латания парусов.
В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар - беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.
Иголка - это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: что у бедняка, что у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.
Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием - с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.
Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить "Крестьянскую девушку за вышиванием" А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина - "Золотошвейка", "За прошивками".
Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!
Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде - слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игол", толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. "Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник:" - пишет историк Е.И.Заозерская.
Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их "коллега" Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их "где приищут и по какой цене похочат". К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.
Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.
С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: "Иглой да бороной деревня стоит". Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: "Я, грешная, низала своими руками".
После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить - дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.
Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд. И вопросов относительно иглы намного больше, чем о других предметах. Почему смерть Кощея на конце иглы? Почему игла никогда не несла на себе декоративной функции, как большинство предметов одежды и аксессуаров, включая булавку? Почему иглу нельзя вкалывать в одежду, надетую в данный момент? Да в любую для хранения вкалывать иголки запрещали еще наши бабушки! Почему нельзя одежду зашивать на себе, а нужно обязательно предварительно снять? Почему иглу ни в коем случае нельзя подбирать на улице, да вообще не рекомендуется пользоваться чужой? Почему при помощи иглы производятся привороты и наводятся самые страшные порчи? Почему любая хозяйка тщательно хранит и прячет свои иглы несмотря даже на то, что их у нее десятки да и стоят они копейки? Этих "почему" много, если привести их все, да еще и приметы со снами вспомнить - никакого блога не хватит.
В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется "Фестиваль сломанных игл". Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня - любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее - все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.
В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные: Для обычных швейных работ и наметывания применяют длинные тонкие иглы, для вышивания хорошо подходят позолоченные - они буквально "пролетают" сквозь ткань. Для тех, кто вышивает обеими руками, есть очень удобные двусторонние иглы. Они имеют отверстие посередине и позволяют прокалывать ткань, не переворачивая иглу. Для вышивки нитями мулине игла должна быть хромированной с позолоченным ушком, чтобы благодаря контрасту легко вдевать цветные нити. Ушко для таких игл делают более длинное, чтобы нитка свободно скользила при шитье и не лохматилась при прохождении сквозь ткань. Для штопки тоже применяют иглы с длинным ушком, но гораздо толще и обязательно с острым кончиком. Для шитья шерсти кончик делают тупым, чтобы не разрывал толстые волокна. Для бисера и стекляруса игла должна иметь толщину чуть не в волос и она должна быть одинаковой на всем своем протяжении, а игла для кожи - толстая и с трехгранной заточкой острия. Гобеленовые иглы делают с большим ушком и закругленным концом, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани. Для вышивки крестом тоже используют похожие иглы. Самые толстые (от 2 до 5 мм) и длинные (70-200 мм) - "цыганские", они же мешочные иглы, используемые для грубых тканей типа парусины, мешковины, брезента и т.п. Они могут быть изогнутыми. Существуют специальные иглы, используемые при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов. Неслучайно один из способов их получения так и называется - иглопробивной. Есть иглы для слабовидящих, в них очень легко вдевать нитку, т.к. ушко сделано по принципу карабина. Появились даже так называемые "платиновые иглы", сделанные из нержавеющей стали и покрытые тонким слоем платины, уменьшающим трение о ткань. Такие иглы сокращают время шитья и не поддаются воздействию масел и кислот, поэтому не оставляют пятен.
Так, как народ постоянно пользовался этим предметом, так и придумывал разные приметы об игле.
Уколоть палец иголкой -  считалось для девушки слушать чью-то похвалу.
Если человек потерял иголку без нитки, его ждет встреча с любимым человеком, а если пропажа была с нитью, с ним придется расстаться.
Если на уровне сердца держать крест-накрест две иглы, это защитит от сглаза и наведения порчи.
Наступить на иглу — недобрая примета: предстоит разочароваться в друзьях и с ними разругаться.
Нечаянно сесть на иголку — пережить любовное разочарование и чье-то предательство.
Иголки нельзя дарить -  к ссоре; если всё же дарите — слегка уколи того в руку.
Верите или нет вы в приметы, но в то, что иголка незаменимая вещь в нашем доме в это верит каждый.
Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.
Однако неправильным будет думать, что иглы - они только для шитья. Об одних - офортных - мы рассказали в начале. А ведь есть еще патефонные (точнее, были), позволявшие "снимать" звук с бороздок пластинки: Есть игольчатые подшипники как разновидность роликовых. В XIX веке существовало даже так называемое "игольчатое ружье". При спуске курка специальная игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. "Игольчатое ружье", правда, просуществовало не очень долго и было вытеснено винтовкой.
Но самые распространенные "не швейные" иглы - это иглы медицинские. Хотя почему не швейные? Ими хирург как раз шьет. Только не ткань, а людей. Не дай нам Бог познакомиться с этими иглами на практике, а в теории. В теории это интересно.
Для начала иглы в медицине применялись только для инъекций, примерно с 1670 года. Однако шприц в современном понимании этого слова появился лишь в 1853 году. Поздновато, если учесть, что прообраз шприца французский математик, физик и философ Блез Паскаль придумал уже в 1648 году. Но тогда его изобретение мир не принял. Зачем? Какие микробы? Какие инъекции? Бесовщина и ничего более.
Игла для инъекций представляет собой полую трубочку из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Уколы нам делали всем, так что все помнят не очень приятные ощущения от "знакомства" с такой иглой. Теперь уже можно уколов не бояться, т.к. уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку, как утверждают медики, не то что в стоге сена, а и на гладком-то столе не сразу найдешь.
Иголку в виде полой трубочки используют, кстати, не только для уколов, но и для отсасывания газов и жидкостей, например, из грудной полости при воспалениях.
"Швейные" же медицинские иглы хирурги используют для сшивания ("штопки" на их профессиональном сленге) тканей и органов. Эти иголки не прямые, как мы привыкли, а изогнутые. В зависимости от назначения бывают полукруглыми, трехгранными, полуовальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность иглы хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Есть и платиновые хирургические иглы. Офтальмологические (глазные) иглы, при помощи которых делают операции, например, на роговице глаза, имеют толщину в доли миллиметра. Понятное дело, что пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа.
Нельзя не упомянуть еще об одних медицинских иглах - для иглоукалывания. В Китае этот метод лечения был известен еще до нашей эры. Смысл иглоукалывания в определении точки на теле человека, которая по проекции "отвечает" за тот или иной орган. В какую-либо точку (а их известно около 660 штук) специалист вводит специальную иглу длиной до двенадцати см. и толщиной от 0,3 до 0,45 мм. При такой толщине игла для иглоукалывания не прямая, а имеет винтообразную структуру, ощутимую лишь на ощупь. Кончик, который остается "торчать", заканчивается своеобразным набалдашником, так что такая игла напоминает своре булавку, а не иголку.
Вот так плавно мы перешли еще на один швейный предмет - булавку.
Булавок за долгие века человечество изобрело довольно много. Они все разные и имеют разное назначение и историю. Для начала мы поговорим о швейных булавках, выглядящих как иголочка с головкой в виде шарика или ушка. В том виде, в каком они знакомы нам, они известны с XV века. Сейчас портновские булавки имеют не только металлический, но и яркий пластмассовый шарик. Такие булавки особенно удобны при шитье. Есть еще и так называемые "гвоздики" - булавки для упаковки мужских сорочек. Они похожи на обычные, только короче и шарик из металла у них совсем маленький.
В принципе, история иглы и швейной булавки очень похожи в своих этапах, т.к. необходимость в булавках портные испытывали всегда, когда нужно было сколоть детали одежды для примерки или пошива, а, значит, им одновременно нужны были и иглы, и булавки. История булавки, применяемой для шитья, конечно, короче истории иглы, т.к. древние люди не испытывали в булавках необходимости из-за простого кроя и простой технологии пошива. Необходимость появляется в позднюю готику, когда одежда стала прилегающей к телу, а, значит, требующей точного кроя. Это в свою очередь изменило и технологию пошива: стало трудно удерживать многочисленные детали кроя во время их сшивания, и потребовались булавки. Любопытно другое: ни цеховые сообщества средневековья по изготовлению игл, ни фабрики или мануфактуры в дальнейшем никогда не обращали внимания на запросы портных. Они изготавливали булавки, но для других целей: декоративные (о них мы поговорим в следующем номере), булавки для крепления бумаг, для крепления одежды (в носке) и т.п. Портновские булавки их почему-то не интересовали, и портные были вынуждены использовать их по "остаточному" принципу: что перепадет, тем и довольствовались.
Положение выправлялось постепенно. В середине XVIII века французы сделали первые булавки современного типа. Не отстала и Англия, ставшая к тому времени основным поставщиком иголок. В 1775 году Континентальный конгресс североамериканских колоний объявил об учреждении премии, которую вручили бы тому, кто смог бы изготовить первые 300 булавок, равные по качеству тем, которые привозились из Англии. Но только в XIX веке с развитием индустрии моды промышленность стала изготавливать швейные булавки, что называется, персонально для портных.
Что касается булавок для "бумажных" целей, то необходимость в них остро встала в начале эпохи Возрождения, когда появились ученые и писатели, а у них возникло много бумаг, требующих временного скрепления (в отличие от традиционного сшивания - ведь скоросшивателей в те времена не было). Булавки производились методом растягивания металлических брусков в проволоку, которая потом разрезалась на части нужной длины. К получившимся заготовкам прикреплялась металлическая же головка. С изобретением специальной волочильной доски работа пошла быстрее, и в час производилось около 4 тысяч булавок. Стопорилась работа из-за того, что упаковщики не успевали за машиной - им удавалось упаковать в день всего около полутора тысяч штук. Нужно было срочно что-то придумать. И придумали. Принцип разделения труда. (Позже этот принцип был положен в основу конвейерной линии). Выдающийся экономист XVIII века Адам Смит как-то подсчитал, что если бы не этот принцип, в день производилось бы всего несколько булавок. Этот его расчет вошел позже в учебники по экономике и некоторым другим дисциплинам.
На протяжении истории было изобретено всего несколько машин для производства булавок. Самую удачную придумал физик Джон Айреленд Хоу, однофамилец Элиаса Хоу, одного из создателей швейной машинки в Америке. Это не было его первым изобретением, до этого он экспериментировал совершенно в иной области - с резиной, но потерпел там неудачу. На изобретение булавочной машины его подвигла тяжелая работа в богадельне, где он делал булавки вручную. Первая машина получилась плохо (не очень удачливый, видно, был изобретатель). Зато при помощи второй выпускалось 60 тысяч булавок в день. Тут же встала необходимость изобрести еще и машину, которая сразу же упаковывала бы булавки (в те времена их прикалывали к картонным листкам).
Любопытно, что человечество постоянно испытывало недостаток в булавках. Генрих VIII даже издал указ, запрещающий продажу булавок каждый день, для этого отводились специальные дни. Ситуацию с дефицитом это не улучшило, даже наоборот - началась неразбериха, давка, сутолока, очереди (!); указ через некоторое время пришлось отменить.
Анализируя эту ситуацию, приходишь к совершенно неожиданным выводам: представляете, какая была у людей тяга к знаниям и учению, если булавки для скрепления бумаг были таким страшным дефицитом?!
Понятное дело, что на портновские нужды булавок просто не хватало и о портных никто и не думал. Булавки были не только дефицитом, они были большой ценностью и стоили дорого. Набор булавок был настолько нужной вещью, что служил замечательным подарком практически к любому празднику. Трепетное отношение к булавкам сохранилось и до наших дней - мы тщательно собираем рассыпавшиеся булавки и убираем их в надежное место.

2 комментария:

  1. Преклоняюсь....целый трактат !!!
    Ирочка, как же ты существовала в рамках Галереи, где особенно не разговоришься ....а стольким интересным хочется поделиться ?!

    ОтветитьУдалить
  2. Зато у меня столько друзей появилось! НИКОГДА я не получала в свой день рождения столько поздравлений! Вообще-то я человек коммуникабельный, ученики долго после выпуска со мной общаются, но столько тепла, как на Галереи - не было!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...