Страницы

вторник, 9 ноября 2010 г.

Ножни­цы как ножницы.

Тысячи мелочей, изобретённых когда-то, на­столько вошли в нашу жизнь и стали так при­вычны, что мы уже не задумываемся, как они появились в нашем быту. А ведь у каждого или почти у каждого предмета, поселившегося в нашем доме, есть своя замечательная, а порой волшеб­ная история. Вот, например, история ножниц. 
Между тем еще в античности про них сложили красивую легенду. Давным-давно, когда в лесных озёрах резви­лись нимфы, в чащах бродили священные едино­роги, а миром управляли бессмертные боги, на высокой горе паслось обширное стадо баранов, чья шерсть сияла на солнце так, что люди при­нимали это сияние за восход второго светила.
Однажды пастух Ферсит решил отправить­ся на эту гору, чтобы посмотреть, в чём же при­чина столь загадочного блеска. Через два дня пути он вышел на дивную поляну, где паслись животные. Ферсит был поражён их красотой - ведь шерсть баранов оказалась из чистого золо­та! Он было хотел увести с собой хотя бы одного, чтобы дома поверили такому чуду. Однако даже самый маленький бара­шек, которого он выбрал, упирался по­добно десяти быкам, так что Ферсит не смог сдвинуть его с места. Земляки и правда не поверили ни слову из того, что рассказал пастух. Обиженный Ферсит ушёл к себе в хижину и долго не выходил оттуда, забыв даже про своё стадо. Но однажды на рас­свете вышел он во двор, держа в руках два ножа, соединённых тугой и гибкой скобой. «Вот, что поможет мне доказать людям мою правоту», - сказал пастух и отправился в гору.
Семь потов сошло с мастера, пока он состри­гал с баранов их золотую шерсть. Но лишь на­полнив до отказа огромный мешок, вернулся он на родину. Подивились люди золотой шерсти, но, не поверив своим глазам, решили сами подняться на гору, чтобы во всём убедиться. Но вершина оказалась пуста: животные, напуганные дерз­ким поступком Ферсита, ушли куда-то.
«Нет там твоих золотых баранов! - кри­чали Ферситу люди. - А если бы и были, то как ты сумел лишить их шерсти?» И тогда открыл им Ферсит секрет своих ножей. Люди было засомневались, но, когда пастух у них на глазах обстриг обыкновенного барана, повери­ли. Ферсит стал человеком уважаемым, зажил богато и счастливо, а ножи его со скобой полу­чили с той поры название ножницы.
Правда это или вымысел - кто же теперь это знает? Одно известно доподлинно: самые первые ножницы были придуманы три с половиной тысячи лет назад. При раскопках в Греции археологи обнаружили это древнейшее приспособление, представлявшее собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета.
Изобретение это, хоть и функционировало, не было особо удачным. Лезвия «овечьих» ножниц приходилось сжимать руками, наподобие огром­ных щипцов для раздачи торта, а потом ещё и разжимать. И потому наши прадеды пользова­лись им только в крайних случаях.
Такими ножницы долго бы и оставались, если бы не величайшее открытие математика и меха­ника Древней Греции Архимеда. Он сформули­ровал принцип рычага, заявив: «Дайте мне точ­ку опоры, и я переверну мир». Именно этим принципом в VIII веке воспользовался некий ближневосточный ремесленник, соединив лез­вия не в виде пинцета, а с помощью гвоздика, загнув ручки кольцами.
А далее случилось, как всегда: изобретение стало жить собственной жизнью. Постепенно оно усовершенствовалось: ножницы приобрета­ли специальности. Одни предназначались для лекарей, вторые - для парикмахеров, третьи - для скорняков. Были и такие, что становились предметами роскоши - из золота и серебра.
Ближневосточной культуре мы обязаны со­временной изящной формой маникюрных ножниц. Один ювелир получил титул первого мудреца за то, что сумел придумать ножницы такого размера, что они идеально подходили к ноготкам любимой жены шаха. Французы стали использовать ножницы в кулинарии для разделывания рождественских гусей и прочей до­машней птицы. Немцы создали гигантские стальные ножницы для резки металла при авариях на дорогах. Этим приспособлением можно прорезать заклинившую дверь, вскрывать кор­пус машины. А англичане изобрели ножницы для стрижки газонов.
На смену стальным ножницам сегодня при­шли лазерные. Они не только разрезают ткань по заданной программой выкройке, но и оплав­ляют края, чтобы те не обсыпались. Скорость раскроя - почти метр в секунду.
Но и привычные ножницы для повседневных нужд с годами всё больше совершенствуются, становясь всё острее и более удобнее.
Думаете, изобретателям не над чем здесь поломать голову? Оши­баетесь...
Согласитесь, что идеально разрез должен быть очень ровным, а для этого поверхность лезвий следует отполировать. Но нити разреза­емой ткани при этом будут скользить вдоль по­лированных лезвий, и резать такими ножницами трудно.
Парадокс! Неужели улучшения привели к ухудшению?! Решение этой непростой изобретательской задачи нашли инженеры немецкой фирмы «Золинген».
На внешнюю часть лезвий предложенных ими ножниц нанесены специальные зубчики, благодаря которым нити не скользят и резать легко. Внутренняя же поверхность отполирова­на, поэтому разрез получается ровным.
Ну, а если ваши помощники-ножницы вдруг затупятся, позаботьтесь о них. Возьмите в одну руку иголку и попробуйте другой «резать» её, дер­жа перпендикулярно лезвиям. Если проделать так раз 10 - 20, ножницы вновь заострятся.
И все таки интересно взглянуть на историю ножниц так, как мы смотрим на музейные редкости, то есть глазами! Ну что, предлагаю вам пройтись по моему "музею":
Как и многие «обычные» вещи, ножницы были созданы не в порыве творческого вдохновения неизвестного гения. Они прошли долгую эволюцию, наряду с другими инструментами, предназначенными резать, отрезать и колоть — эволюцию формы, материала и отделки от первых примитивных экземпляров, подобных тем, которые находили археологи.



Железные ножницы. Восточное Средиземноморье, 14 в.





 Трабзон, северо-восточная Турция, 2 в. н. э.





Италия, ок. 1550





Персидские портняжные ножницы, 17 в.





Династия Танг (618—907 гг.), 7—9 вв.

Первое упоминание о более или менее современных ножницах относится к романскому периоду и встречается в статутах гильдии мастеров-изготовителей ножниц, одного из многих объединений ремесленников, основанных в ту эпоху.
Стремление к красоте и отсутствию декора, характерное для романской архитектуры, отражается и в простоте дизайна ножниц того времени, мало отличающихся от более ранних образцов. Лишь в конце романского периода, в одиннадцатом — двенадцатом веках, наблюдается более пристальный интерес к форме и качеству ножниц, что произошло отчасти благодаря развитию отношений между Средиземноморьем и пограничными восточными странами.
По мере того, как искусство каллиграфии распространялось по всему исламскому миру и ножницы с вогнутыми лезвиями стали необходимостью, стали появляться все более изысканные модели, с тонким, плавных очертаний, лезвием, украшенные гравировкой и инкрустациями.



Ножницы для свечей. Италия, 16 в.





Средневековые ножницы





Ножницы жестянщика. Испания, 17 в.





Виноградарские ножницы. Италия, 19 в.





Ножницы для срезания плодов. Индия, 18 в.

В то время как ножи, топоры и мечи редко рассматривались как произведения искусства, будучи символом мужественности и простоты, ножницы, напротив, становились свидетельством внимания мужчин к прекрасному полу.
Так, в четырнадцатом веке, поклонник, отправлявший подарок своей даме, зачастую вкладывал в него пару ножниц в кожаном футляре. Именно в это столетие ножницы становятся истинно женским аксессуаром, каким они, за редкими исключениями, и остаются по сей день.



Кусачки для сахара. Брюссель, Мюнхен, 17 в.






Большие ножницы со съемными лезвиями. Италия, 1890





Неоклассика. Италия (Франция), ок. 1820





Стальные ножницы, украшенные ажурной резьбой. Англия, 1875





Ножницы каллиграфиста. Турция, 18 в.



Постепенно ножницы становятся все привлекательнее с эстетической точки зрения, несмотря на то, что, в сравнении с более масштабными предметами, они дают весьма ограниченный простор для фантазии. Трудно, почти невозможно менять их скульптурно, гравировать, украшать и красить. Поэтому чаще всего на концы лезвий просто наносили темный металлический сплав, называемый ниелло, а кольца украшали ажурной резьбой. Подобные ножницы пользовались большой популярностью.
В то время как другие предметы, например, оружие, щиты и.т.д., становясь объектом искусства, теряли свою функциональную значимость — их скорее помещали в музей или показывали на парадах и церемониях, чем использовали по прямому назначению — ножницы, даже художественно преображенные, все равно оставались удобным повседневным аксессуаром, привнося толику эстетики в рутину.



Ножницы в форме аиста, приносящего ребенка. Англия





Ножницы для вышивания. Эпоха романтизма, Франция





Ножницы для сигар. Италия, 1915





Ножницы для яиц. Франция, 1930





Музейный экспонат. Онтарио, Канада



Промышленные революции вернули ножницам их первоначальный статус исключительно функционального объекта. Украшения совершенно сошли на нет, от них отказались в пользу прямолинейной четкости стали. Сегодня созданы ножницы для всех и вся. Они, как и столетия назад, незаменимы. Насколько все-таки простое гениально!



Ножницы электрика





Ножницы для срезки травы





Ножницы, украшенные бриллиантами




Ножницы для пиццы

3 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...