Страницы

среда, 3 ноября 2010 г.

История в художественных образах

                                                      Мария Лейхтенбергская.
В течение шести  лет, с 1819 по 1825 год,  в семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны появились на свет три девочки - три красавицы дочери: Мария, Ольга и Александра. Отец хотел видеть дочерей скромными, мать - добрыми. Воспитывали их одинаково, но вот по характеру они были совершенно разными.. Старшая дочь Мария имела волевой и непокорный характер, который фактически и помог ей добиться в жизни того, чего она хотела, а хотела свободы и навечно остаться в России. В день своего 16-летия юная девушка, получив из рук отца подарок, попросила его: "Я хочу еще получить в подарок твое честное слово". Император был удивлен и спросил:" А в чем дело?" - "Я никогда не хочу покидать Россию, и дай мне слово, что принуждать меня не будешь, иначе я уйду в монастырь!" Девушка боялась уготованной всем дочерям императорского дома Романовых участи - быть выданной замуж за иностранца и жить за пределами Родины... Но строптивой Марии удалось сделать так, как она хотела.
"Это была, несомненно, богатая и одаренная натура, соединившая с поразительной красотой тонкий ум,приветливый характер и превосходное сердце..."
А.Ф.Тютчев
 
Кристина Робертсон Портрет Великой княгини Марии Николаевны. Фрагмент. 1841
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Великая княжна Мария Николаевна родилась 18 августа (6 августа по старому стилю) 1819 года в Павловске. Волшебная сказка дворцов и парков Павловска, Петергофа, Гатчины и Царского Села была основной в детстве девочки. Вместе с сестрами и братом Александром они играли, учились, наслаждались жизнью. В 1834 году Мария вместе с матерью Александрой Федоровной едет в Европу, в Берлин. Мать демонстрирует миру дочь-красавицу, давая понять, что не за горами поиск выгодной партии для дочери. 1835-1836 годы проходят в первых балах и маскарадах.
Камея  Портрет великой княжны Марии Николаевны. Первая половина 19 в. Италия
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Нефф Т. А.  Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. 1848
В 1837 году восемнадцатилетняя Мария впервые увидела на больших кавалерийских маневрах принца Максмилиана Лейхтенбергского. Герцог Максимилиан-Евгений-Иосиф-Наполеон Лейхтенбергский  – сын вице-короля Италии Евгения Богарнэ и Амалии-Августы, дочери короля Баварии,  считался не только одним из красивейших мужчин в Европе, но и одним из наиболее просвещенных и образованных принцев.  Хотя насчет красоты были и другие мнения, но об этом чуть ниже. Максимилиан  не сводил с юной княжны глаз, но пока девушка была холодна и думала лишь о том, что свобода для нее дороже всего.
Брюллов К.П. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837
(Государственная Третьяковская галерея)
Портрет Герцога Максмилиана Лейхтенбергского
Весь 1838 год Мария старалась как можно больше узнать об Максимилиане Лейхтенбергском и в октябре 1838 года состоялась очередная встреча княжны и герцога в Царском Селе. Все складывалось как нельзя лучше, девушка полюбила, герцог отвечал взаимностью и уже в декабре в церкви Эрмитажа было объявлено о помолвке молодых. Венчание Максимилиана Лейхтенбергского с великой княгиней Марией Николаевной состоялось 2 июня 1839 года в Зимнем дворце. "Церемониал венчания по греческому обряду был продолжителен и величественен, - писал очевидец события, Астольф де Кюстин. - Герцог Лейхтенбергский - высокий, сильный, хорошо сложенный молодой человек; черты его лица вполне заурядны, глаза красивы, а рот чересчур велик, да к тому же неправильной формы; герцог строен, но в осанке его нет благородства; ему удаётся скрыть природный недостаток изящества с помощью мундира, который ему очень идёт, но делает его больше похожим на статного младшего лейтенанта, нежели на принца".  Характеристика уже другая, но все же муж великой княгини Марии Николаевны был несколько иным: Максимилиан Лейхтенбергский благодаря своим талантам и блестящему образованию быстро занял видное место не только в царской семье, но и в русском обществе. Император даже посчитал необходимым назначить герцога президентом Академии художеств.  Назначение не было случайным. Максимилиан с детства хорошо рисовал и писал красками, да к тому же владел известнейшей в художественном мире картинной галереей в Мюнхене: галерея обладала полотнами Рафаэля, Беллини, Ван Дейка, Веласкеса, Мурильо и других великих мастеров.
Генри Греведон Портрет великой княжны Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской.1839
Но главное все же было другое - Мария осталась в России и ее муж с радостью принял ее условие. Любимый отец, император Николай I, сделал дочери подарок и повелел на одной из центральных площадей города построить для дочери специальный дворец, который должен был отвечать всем требованиям художественной моды середины XIX века. Назван был он Мариинским в честь Великой княгини Марии Николаевны Лейхтенбергской. Место ему определили напротив Исакиевского Собора, а строительство доверили молодому и талантливому архитектору А.И.Штакеншнейдеру.
Садовников В.С. Мариинский дворец. 1847.
В 1845 году дворец был открыт для обозрения и публика сразу же дала ему название "Волшебный замок". Большинство художественных шедевров из мюнхенской галереи герцога переехало в Мариинский дворец. В России Максимилиан пополнил коллекцию произведениями Айвазовского, Брюллова, Неффа, покровительствовал их авторам. Мария Николаевна проявила безупречный вкус, украсив стены дворца первоклассными работами итальянских, немецких, французских, голландских и русских живописцев. К этому следует добавить семейные реликвии, драгоценности императрицы Жозефины и Марии Николаевны из ее роскошного приданого, коллекции оружия Наполеона Бонапарта и Евгения Богарне. Стараниями супругов было создано богатейшее художественное собрание.
В.И.Гау Дама в амазонке (Портрет Великой княгини Марии Николаевны(?)). 1841
Кристина Робертсон Портрет Великой княгини Марии Николаевны. 1841
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Не меньше, чем роскошным дворцом, современники восхищались его хозяевами: "Герцог Лейхтенбергский был не только одним из красивейших мужчин в Европе, но также одним из просвещенных и образованнейших принцев... Мне не приходилось встретить человека с таким обширным и точным чутьем всего благородного и прекрасного" - писал Владимир Соллогуб; Марией восхищалась и ее сестра Ольга: "Ее особого рода красота соединяла строгость классического лица и необычайную мимику. Лоб, нос, рот были абсолютно правильны, плечи и грудь прекрасно развиты, талия так тонка, что ее мог обвить обруч ее греческой прически. Понятие о красоте было для нее врожденным, ее влекло к прекрасному".
Кристина Робертсон Портрет Великой княгини Марии Николаевны. 1845
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
 Это было счастливое время, молодые были влюблены и окружены друзьями и близкими. Вскоре появились и дети - у  герцога и великой княгини было шесть детей (не считая девочки, умершей в младенчестве). Родители серьезно и продуманно заботились об их воспитании и образовании, растили в сердечной, но и в тоже время  спартанской атмосфере. Николай I лично следил, чтобы его внуки регулярно занимались гимнастикой, имели офицерскую выправку, строевую подготовку, безупречно владели ружейными приемами. Но при этом  для их обучения приглашали лучших преподавателей, профессоров Университета. В особенности для Николая, который унаследовал от отца тягу к наукам. Второй сын, Сергей, увлекался живописью и музыкой, поэтому его образованием ведал художник К. фон Липгарт. Мемуаристы отмечали, что дети герцога и великой княгини получили хорошее воспитание и образование.
Нефф Т. А.  Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1846 
Но... вдруг все переменилось. В семье произошел разрыв и почему и как до сих пор строятся догадки и единого мнения нет. Скорее всего виной была супружеская измена герцога. Мария отплатила ему тем же. Ее не случайно обвиняли в легкомыслии и любовных связях. Связь с графом Григорием Александровичем Строгановым (1823—1878), сыном Натальи Кочубей (юношеское увлечение А.С.Пушкина),  началась еще при жизни мужа. После разрыва с мужем Мария родила от Строганова еще троих сыновей, так сын Григорий родился в 1852 году - в год смерти герцога Лейтенбергского, жившегов последнее время на Майорке. Он лечился от туберкулеза и умер совсем молодым - в возрасте 35 лет.Он скончался в ночь на 20 октября 1852 года в Мариинском дворце и был погребен в церкви Святого Иоанна Иерусалимского, в Пажеском корпусе. А сердце его было отправлено в Мюнхен, в семейную усыпальницу.
Франсуа Ксавье Винтерхальтер Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1857 
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
По прошествии траура, без разрешения императора, Мария Николаевна тайно венчалась со Строгановым. Исключалось совместное их появление в свете и при дворе. В России семейной жизни в Мариинском дворце ни дня не было. Все чаще и надолго уезжала Мария Николаевна с новым мужем и младшими детьми за границу. Основным местом обитания стала Италия, там в 1861 году великая княгиня приобрела виллу "Кварто" у А.Демидова и украсила ее со свойственным ей вкусом. В семье Романовых и в свете были уверены, что Николай I никогда не согласился бы на официальный союз дочери с одним из своих подданных, пусть даже весьма родовитым. Хуже того: Марии грозило заточение в монастырь, а графу - ссылка на Кавказ. Ничего не изменилось и после смерти Николая Павловича в 1856 году: против признания брака восстала вдовствующая императрица, ее поддержали многие Романовы. Новый государь Александр II сочувствовал сестре, но пойти против воли матери не решился.
Денис Раффет Великая княгиня Мария Николаевна. 1858
Денис Раффет. Граф Строганов (морганатический супруг). 1858
Мария Николаевна была щедрой благотворительницей, современники отмечали способность великой княгини безоглядно отдаваться увлечениям, непостоянство в чувствах и обилие талантов. Просвещенная любительница наук и искусств, женщина многосторонне образованная, великая княгиня заботилась о судьбах отечественного искусства, став  вместо мужа в 1853 году   первой женщиной президентом Академии художеств России. Она собирала коллекции, занималась судьбами художников, увеличивала награды и стипендии за лучшие работы в Академии художеств и не жалела на это никаких средств и прежде всего своих.
 
Нефф Т.А. Портрет Великой княгини Марии Николаевны. Президент Санкт-Петербургской Академии художеств. 1866
(Архангельский музей)
В последние годы жизни она основала Общество поощрения художеств. Передала свою художественную библиотеку и множество ценных вещей для его музея и рисовальных классов. Именно она настояла, чтобы государь дал средства на дом, который и сейчас является основнм помещением для Союза художников Петербурга (Большая Морская улица, д.38). Кроме того она покровительствовала Патриотическому институт благородных девиц, основанному в 1827 году.
Великая княгиня Мария Николаевна. Фото 1860
Великая княгиня Мария Николаевна. Фото 1860-х годов
Умерла великая княгиня Мария Николаевна Лейхтенбергская  в собственном дворце после долгой и тяжелой болезни 9 февраля 1876 года. Похоронили ее в усыпальнице Петропавловской крепости. Мариинский дворец унаследовали потомки герцога и великой княгини, но долг в 300 тысяч не дал им возможности удержать дворец в своем владении...
Пьетро Тенерани Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1845
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Но все равно имя великой княгини Марии Николаевны Лейхтенбергской, урожденной Романовой, навечно с Россией: даже после смерти она здесь с нами, на ее  горячо любимой Родине - и в имени Мариинского дворца и в лике ее на памятнике Николаю I на Исакиевской площади, откуда она взирает на прохожих и на ее любимый дворец, но самое главное нам остались дела ее, свершенные на благо русской культуры и образования.

1 комментарий:

  1. Автору: Портрет кисти Гау "Дама в амазонке" - это портрет не Марии Николаевны, а графини Александры Кирилловны Воронцовой-Дашковой, урожденной Нарышкиной. На портретах не атрибутированных красавицу-графиню путают с женой Пушкина, но не с великой княгиней М.Н.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...