Страницы

понедельник, 8 ноября 2010 г.

За что я люблю божьих коровок.

 Традиции, суеверия и приметы. И... немного рукоделия.

С насекомыми у нас, женщин, отношения особые. Бабочками мы любуемся, восхищаемся, наслаждаемся их созерцанием и изучением. Я училась еще в начальной школе, когда папа помог мне за лето сделать замечательную коллекцию из засушенных бабочек. Оказывается такая коллекция называется гербарием, как и собрание засушенных растений. Это было мое первое научное исследование. Мы вместе с папой ловили бабочек, потом он, объяснив мне в общих чертах весь процесс, сам умерщвлял и засушивал их. Я в это время должна была выяснить все об этой бабочке. Дедушка и бабушка преподавали в Вологодском молочном институте, поэтому доступ к любым книгам институтской библиотеке у меня был свободный. По моему, библиотекарей умиляла моя серьезность в "научных изысканиях", потому что мне помнится, что у них на лицах всегда были еле сдерживаемые улыбки. Я обращала на них внимание, поэтому запомнила... Гербарий из бабочек  в конце концов был подарен школе, а полученные тем летом знания перешли детям, а теперь передаются внучке. .... Правда, она недолюбливаем всяческих насекомых.
Какое-то особое умиление у меня вызывают божьи коровки. Скромницы, но изысканно-нарядны, труженицы, очень полезны в саду. Ну вы подумайте: доят тлю! Эту фразу можно прочесть где угодно - и в учебнике, и в книжке для детей, и в научной статье! А еще они бесстрашны и забавны, за ними очень интересно наблюдать!
Мне пришла в голову мысль узнать о том, как относятся к этому насекомому разные народы. И вот что я узнала:

Оказывается, в культуре каждой страны божья коровка играет особенную роль. В англоязычных странах ее называют Ladybird, Ladybug или Lady Beetle (Lady – Дева Мария). В католических странах божья коровка считается священным насекомым – насекомым Девы Марии (красный цвет символизирует ее плащ). Поэтому обижать ее нельзя. Это знают и дети, и взрослые. Убить божью коровку – значит, накликать большую беду. У горцев ее нельзя было не только убивать, но и стряхивать с рукава можно только, подталкивая травинкой.

У древних славян коровка олицетворяла богиню Солнца, дарующую свет, урожай и жизнь, коровку ласково называли «солнышко». Племена, жившие на территории теперешней Германии, считали божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия.

У нас, в России, дети испокон веков любят божьих коровок. В детстве, если божья коровка садилась нам на руку, мы рассказывали ей стишок:
«Божья коровка, лети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного, белого,
Только не горелого».   
Она слушала внимательно, и мы ее подбрасывали на небо.
А продолжение стишка таково:
«Божья коровка,
Лети на небо –
Дам тебе хлеба!
Божья коровка,
Лети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки –
Всем по одной,
А тебе ни одной!»

Английские дети рассказывают божьим коровкам ужасные новости:
«Божья коровка, лети домой, в твоем доме пожар, твои дети в беде».

На Руси традиционно обращались к коровке с вопросом: «Божья коровушка, завтра будет вёдро аль ненастье?» Если она улетала, значит, будет хорошая погода, если нет – дождь. Славяне «гадали» с помощь коровки, вопрошая: «Божья коровушка, жить ли мне, умереть ли мне или на небо лететь?».

Славяне рассказывали легенду, согласно которой у бога Перуна была жена, «которая за измену была превращена в божью коровку, опаленную карающим огнем – молнией. Дети ее также наказываются огнем. Из семерых детей (божью коровку называют «семипятнышковой»), лишь седьмой выдерживает посланное испытание огнем» (Сказания Древних Славян - СПб., Респекс, 1998). Поэтому божья коровка до сих пор считается существом, способным летать к богу и передавать ему различные просьбы.

В Дании дети передают с божьей коровкой просьбу Богу о хорошей погоде.

Норвежцы просят у нее помощи в поиске второй половинки:
«Золотая коровка, лети на восток, лети на запад, лети на север, лети на юг, найди мою любовь».

У голландцев божья коровка, прилетевшая на руку или одежду, считается хорошей приметой. Чехи верят, что найденная коровка принесет удачу, а французы считают, что амулет с ее изображением охраняет детей от несчастья, предупреждает об опасности.

Болгары гадают с помощью божьей коровке о скоте: они кладут мартеницу (амулет или украшение из шерсти или ниток, который повязывают в первый день марта, чтобы весь год быть здоровым и счастливым) под камень – если там оказываются божьи коровки, значит, будут хорошо плодиться коровы. Божьи коровки, таким образом, ассоциируются с весной и плодородием.

Кроме всего прочего, божьи коровки помогают рождению детей, помогают разыскивать заблудившееся стадо, предсказывают урожай.

Меня всегда сопровождает божья коровка – подвеска с ее изображением украшает мой телефон. А вы уже подружились с этим чудесным магическим существом?


Тогда я предлагаю вам украсить свой дом этими замечательными существами. Посмотрите в Кладовочке там есть замечательные идеи. Загляните сюда и смастерите замечательный рюкзачок и шляпку к нему. Не хочется уходить? Понимаю... Ну тогда, ловите!



6 комментариев:

  1. Ну надо же !!!
    Ирочка , и откуда ты все это знаешь ????
    Спасибо ...очень интересно

    ОтветитьУдалить
  2. Мне просто хотелось не только показать, но и научить.... Я все таки пусть бывший, но учитель...

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за интересный рассказ.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...