Споры о женщине (в наиболее смелых гипотезах – о мужчине), ставшей моделью для одной из наиболее известных картин, не утихают. Постоянно появляется та или иная сенсационная разгадка, которая, увы, загадку в итоге все равно не разрешает.
Традиционная версия гласит о том, что на портрете изображена Лиза Герардини, жена богатого флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. Впервые сообщил об этом, кажется, Вазари, который вряд ли видел вживую сам портрет, но, возможно, был неплохо знаком с семьей Джокондо.
Против этой версии высказывалось немало аргументов, но у меня сложилось впечатление, что многим даже не хочется верить в подобную банальную разгадку.
О Лизе Герардини мы знаем не так много. По крупицам исследователи собрали информацию и настроили гипотез. Примерно мы знаем о том, что родилась она приблизительно в 1479 году в семье Антонмария ди Нолдо Герардини и его третьей жены Лукреции дель Кация. У нее также было три младших брата и три младших сестры. В 1495 году Лиза вышла замуж за богатого торговца Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, для которого этот брак стал вторым. Она родила мужу пятерых детей и воспитала двоих оставшихся от первой жены. Умерла эта женщина 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет и была похоронена во Флоренции на кладбище монастыря Святой Урсулы, в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы жизни.
Вот и все… Наверное, кого-то должно мучить разочарование от мысли, что самое бесценное сокровище Лувра является портретом во всех отношениях достойной, но в чем-то несколько заурядной женщиной? Где же загадка? Где тайна?
Для тех, кому традиционная версия кажется банальной, есть версии о более примечательных кандидатках.
Увы, я не искусствовед, поэтому не ориентируюсь в именах исследователей, предложивших ту или иную гипотезу. Основываюсь на общих сведениях.
И не смогу охватить всех претенденток, так как, во-первых, многих, скорее всего, просто не знаю, и, во-вторых, не нашла портретов, с которыми можно было бы сравнивать. Поэтому остановлюсь на четверых.
Изабелла Арагонская (1470-1524) – дочь короля Неаполя Альфонса II и его жены Ипполиты Марии Сфорца. В 1488 году она вышла замуж за своего кузина Джана Галеаццо Сфорца, который считался законным герцогом Милана, хотя… Хотя заправлял всем его дядя Людовико Моро, при дворе которого долгое время провел Леонардо да Винчи.
Брак был не очень долгим, так как в 1494 году Галеаццо умер. Приложил ли к этому руку его дядя, остается только догадываться. Изабелла родила мужу двух дочерей и сына. Ипполита Мария, названная в честь матери, умерла в возрасте семи лет. Франческо погиб в 1512 году, упав с лошади. Бона вышла замуж за короля Польши Сигизмунда I и оставила яркий след в истории.
Есть предположения, что в Изабеллу был влюблен Людовико Моро.
По мнению немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрссен Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи в 1497 году вступили в тайный брак, от которого появилась на свет дочь Джованна. Так что у Леонардо был повод изобразить свою супругу и не расставаться с ее портретом до конца своих дней, особенно в годы разлуки, когда ему пришлось навсегда уехать во Францию. Разумеется, версия достаточно сенсационная, но, наверное, достаточно красивая.
Известный портрет Изабеллы Арагонской принадлежит кисти Рафаэля:
Еще вспоминаются те бюсты, которые сделал Франческо Лаурана:
Изабелла Д’Эсте (1474 – 1539) – дочь герцога Феррары Эрколе Д’Эсте и Леоноры Неаполитанской. Ее младшая сестра Беатриче, между прочим, была женой Людовико Моро. В 1490 году она вышла замуж за маркиза Мантуи Франческо Гонзаго. С мужем ее отношения складывались не очень хорошо, но детей она ему исправно рожала. При этом детей Изабелла любила избирательно. Поговаривали, что сыновей она любила больше всего на свете, потом шли её собаки и только потом дочери.
Изабелла Д’Эсте считалась одной из образованнейших женщин своего времени, собирательницей и покровительницей искусства.
Леонардо да Винчи не написал большого портрета (если только не она на самом деле является «Джокондой»), но оставил рисунок с ее изображением.
Известен портрет Изабеллы, написанный Тицианом:
Цецилия Галлерани (1473-1536) – одна из фавориток Людовико Моро, подарившая ему сына Чезаре. Она происходила не из очень знатной семьи, но получила хорошее образование и воспитание. Писала стихи, свободно владела латынью, прекрасно пела. Возможно, именно этим она покорила Людовико Моро, который не решался расстаться с ней до тех пор, пока его не вынудила Беатриче Д’Эсте.
После расставания с правителем Милана Цецилия вышла замуж за графа Бергамино Людовико ди Брамбилла, которому родила четверых детей. Есть сведения, что она также покровительствовала искусству и держала первый в Европе салон.
Считается, что именно Цецилию Леонардо изобразил как «Даму с горностаем»:
Катерина Сфорца (1463-1509) – незаконнорожденная дочь герцога Милана Галеаццо Мария Сфорца и некой Лукреции Ландриано, графиня Форли. Сводная сестра Джана Галеаццо, супруга Изабеллы Арагонской. «Тигрица Романьи» - женщина-легенда, о которой невозможно рассказать в двух-трех словах.
Первым ее мужем был строивший козни против семьи Медичи Джироламо Риарио, племянник, а возможно, и сын папы Сикста IV. Он погиб во время в 1488 году во время мятежа, а его тело было выброшено из окна. Все это произошло фактически на глазах у Катерины.
Через какое-то время она тайно обвенчалась со своим любовником Джакомо Фео, но… в 1495 году он был убит на ее глазах. За это поплатились не только сами убийцы, но и все их родственники.
В 1497 году Катерина вышла замуж за одного из родственников Лоренцо Великолепного Джованни Медичи. Увы, через год он умер. Вроде бы своей смертью.
Она сохраняла дружеские отношения с Родриго де Борджиа, ставшим папой Александром VI, и даже стремилась к заключению брака между его дочерью Лукрецией и своим сыном Оттавиано. Это не спасло ее владения от притязаний семьи Борджа. Катерина отчаянно оказывала сопротивление военному натиску Чезаре Борджиа, но потерпела поражение и около года провела в качестве узницы в замке Святого Ангела, откуда пыталась бежать.
Последние годы жизни Катерина Сфорца провела во Флоренции.
Один из последних великих кондотьеров Джованни делле Банде Нере был сыном Катерины от третьего брака и одним из любимых героев Макиавелли.
Считается, что в лицо Катерину Сфорца мы можем увидеть вот на этом портрете, написанном Лоренцо ди Креди, который, как и Леонардо, учился у Верроккьо:
Пожалуй, на этом пока все, хотя список можно продолжать дальше. Если кто-то захочет перенять инициативу, буду искренне рада.
Хотя, думаю, точного ответа на вопрос о том, кем же была истинная «Мона Лиза», мы никогда не узнаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий