Приди ко мне, о Чай, и вовлеки меня
В питьё Тебя отныне и до ночи!
Алкаю я тебя, как жаждет лес огня,
Ведь знает всякий, сколь он пламень хочет.
Наполни чрево мне и ублажи мой вкус,
О терпкий и изысканный напиток!
Не раз ещё к тебе я в жажде возвернусь,
Как «в пламени сгорает вещий свиток...»
Проникни меж зубов, о Покоритель уст!
Покинь свою вместительную чашу!
Как тонок запах твой — сравненья не боюсь:
«Готические силуэты башен...»
В тебе я нахожу всё то, что потерял,
Приникнув к чаше жадными устами!
Ты за меня всего себя сейчас отдал —
«Я шью в душе поверженное знамя...»
Отрада дней моих, пресытиться тобой
Не суждено, покуда тьма разлита.
Я пью тебя — так мне назначено судьбой
«В чертах того что было позабыто...»
Но скоро и следа я в чаше не найду
Той жидкости, которой Чай — названье.
Так будет; а пока в написанном бреду
«Мир ожидает разрешенья тайны...»
Андрей Фоменко
Mary Cassatt (1844-1926)
Francine Van Hove
Francine Van Hove
Edward Killingworth Johnson
К середине 19 столетия появился сложный этикет, предписывающий особые нормы поведения для женщин, наносящих друг другу визиты для «дневного чая».
Домашние чаепития были частым явлением. Сначала хозяйка дома решала, в какой день недели оно будет иметь место. Затем рассылались специальные приглашения родственникам друзьям и знакомым дома. В этот день устроительница чаепития весь день никуда не выходила из дому и принимала гостей.
В основном, общение за «дневным чаем» протекало в духе французских салонов. Подавали чай, пирожные, сэндвичи и другие вкусности. Если кто-то, получив приглашение, не присылал ответа в стиле « весьма сожалею, но не смогу…» они просто обязаны были явиться на чаепитие. Даже в исключительных случаях на чаепитии должен был присутствовать хотя бы один человек от приглашенной стороны. Так на различных чайных приемах женщины обзаводились полезными знакомствами.
William McGregor Paxton (1869-1941)
Alphonse D. Heye
Ритуал английского «вечернего чая» предусматривал три типа формальных визитов. Поводом для первого служило поздравление или выражение соболезнований хозяйке дома. Во втором случае вместе с запиской гостья оставляла свою визитную карточку, однако принять ее или нет, оставалось на усмотрении хозяйки. Такой церемониальный визит был довольно кратким. После того как возвещалось о приходе следующей гостьи, обычно знакомой (присутствие которой укрепляло общественный престиж и хозяйки, и гостьи №1), первая вежливо прощалась и удалялась.
К третьему типу относился дружеский визит. Подруга хозяйки дома являлась только в специально назначенное время, хотя правила этикета в этом случае были менее строгими. Например, гостье №1 было не обязательно уходить с прибытием гостьи №2, т.к. основной функцией «чаепития третьего вида» было как раз общение в компании подруг.
Claude Monet
После того, как подавали чай, хозяйка садилась на другой конец стола и наливала его всем гостям. Самая старшая дочь или самая близкая подруга хозяйки подавала желающим кофе или горячий шоколад. Такое разделение обязанностей показывает «общественный имидж» трех напитков тех времен. Чай считался большой ценностью. Его держали в специальных чайных шкафчиках, ключ от которых был только у хозяйки дома.
Тоже самое было и в Китае, только там ключом владел мужчина-хозяин дома. Но в обоих случаях тот, кто подавал чай, обладал наибольшей властью. Хоть в Британии XIX столетия мужчины и стояли выше на общественно-иерархической лестнице, дома женщина была намного более могущественна. И привилегией наливать чай гостям обладала она и только она.
Хозяйка также сама добавляла гостям в чай молоко или сахар. Традиция, уходящая корнями в те времена, когда и чай, и сахар еще были редкими и эксклюзивными лакомствами, предполагала, что хозяйка следит за тем, в каких количествах ее гости их потребляют. Хотя и были и случаи, когда представители высшего сословия нанимали слуг подавать чай, а гостям разрешалось добавлять свои собственные сахар, молоко и лимоны. Нарочито переставая контролировать, сколько потребляется чая, молока и сахара, они демонстрировали свое богатство и возможность покупать деликатесы в том количестве, которое они считали нужным. Потребление таких деликатесов, как чай и сахар, еще более возвышало имидж высшего класса в глазах общественного мнения.
Игорь Грабарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий